Тост на день рождения морского судна. Морские тосты

Подводник, оказавшись в любой компании, обязательно скажет про себя на третьем тосте "За тех, кто в море", даже если тамада предлагает за молодых или родителей. Этот тост предполагает и пожелания удачи тем, кто сейчас в море и почтение памяти тех, кто остался там навсегда.

За всё мирное существование советского и российского военно-морских флотов, начиная с шестидесятых годов, "навсегда в море" осталось более восьмиста подводников. О большинстве из них вы не знаете и не узнаете никогда: это американцы снимают о них художественные фильмы, воспевая их героизм, награждают их посмертно своими государственными наградами, признавая их подвиги и даже с почестями хоронят их тела, от которых отказывается советское правительство.

Дизельная подводная лодка С-80. "Автономка мёртвых"

Подводная лодка затонула 27 января 1961 года в 00 часов 27 минут. Причина аварии - обмерзание поплавкового клапана в шахте РДП (работа дизеля под водой) и поступление внутрь корпуса забортной воды. Матрос, дежуривший на ручном клапане, в панике, перепутал клапана и перекрыл не тот (по другой версии, давил ручку клапана в другую сторну, согнув шток, так как был уверен, что закрывает его потому, что был прикомандирован с другого проекта). Погибло 68 человек. Часть из них была раздавлена забортным давлением, часть умирала от удушья в течении недели после аварии (по данным паталогоанатомов). Двое человек покончили жизнь самоубийством: один матрос повесился в первом отсеке (и висел в петле семь лет), и мичман замкнул руками клеммы аккумуляторной батареи. Поднята с грунта лодка была только через семь лет. Тела тех, кто не был растерзан давлением, сохранились хорошо, паталогоанатомы, производившие вскрытие тел в десантном трюме СДК не верили своим глазам.

Атомная подводная лодка К-19 "Хиросима"

Самая "невезучая" подводная подводная лодка Советского Союза. Советские моряки называли её "Хиросима", а американцы - "Widowmaker". За всю историю этой лодки на ней погибло 37 человек.

Первая серьёзная авария произошла 4 июля 1961 года в 4 часа 15 минут. Сработала аварийная защита реактора, произошёл разрыв первого контура и заклинило насосы охлаждения реактора. Начался быстрый нагрев активной зоны реактора. В то время учёными ещё не был открыт ОТКР (отрицательный температурный коэффициент реактивности) и подводники считали, что тепловой взрыв реактора приведёт к ядерному взрыву. Было принято решение собрать нештатную схему охлаждения реактора силами личного состава.

Самому старшему в группе добровольцев, лейтенанту Борису Корчилову, на тот момент было 23 года. Получив дозы облучения, несовместимые с жизнью, моряки собрали схему охлаждения, но радиационный фон на лодке продолжал расти. Из-за поломки антенны сигнал бедствия передать не удавалось и командир лодки к 2 р Затеев принял решение идти не в сторону базы, а в сторону завесы из дизельных подводных лодок, которая находилась южнее места аварии. По его приказу, всё стрелковое оружие было утоплено, остались пистолеты только у него и старшего помощника. Сигнал бедствия, передаваемый маломощным приёмником был принят всеми подводными лодками, но только одна из них, С-270, под командованием к 3 р Жана Свербилова, покинула конвой и, нарушив все приказы, ринулась на помощь К-19. Капитан 3 ранга Свербилов, в последствии, был наказан, за проявленное своевольство.




В аналогичной ситуации с подводной лодкой К-219, которая тонула в Бермудском заливе, капитан 1 ранга Попов (будующющий командующий СФ) получив сигнал бедствия, прошёл мимо, не меняя курса, помня о том, как досталось Свербилову. С-270 прибыла к борту К-19 и по носовым горизонтальным рулям приняла на борт тяжело раненных (трое из них уже не могли ходить). Одного из офицеров штаба, который находился на борту К-19 и пытался сбежать впереди пострадавших, Жан Свербилов приказал помощнику расстрелять на месте, после чего порядок был восстановлен. Более трёх суток, подводная лодка С-270 буксировала К-19 в условиях сильнейшего шторма, пока не был получен приказ передать поражённых на борт надводных кораблей.

"Перед тем, как заснуть, я думал о том, что наш экипаж сделал святое дело. Все лодки, участвовавшие в учениях, приняли радио Коли Затеева, но никто, кроме нас, к нему не пошел. Если бы не наша "С-270", они бы все погибли, а их было более 100 человек..." - из воспоминаний Жана Свербилова, командира С-270.

Моряков К-19, получивших запредельные дозы радиоактивного облучения и мучительно скончавшихся в медицинских центрах, без огласки похоронят в Москве, Ленинграде и Зеленогорске. Представления о награждении званиями "Героя советского Союза" Свербилова и Корчилова были отклонены руководством страны.

По этой трагедии режиссёром Кэтлин Бигелоу снят фильм "К-19 Оставляющая вдов" с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисаном в главных ролях. При всех неизбежных ляпах и художественных допущениях, фильм показывает смелость и отвагу советских моряков и обязателен к просмотру. Следующий, печально известный, случай произошёл с этой же лодкой 24 февраля 1972 года. Если вы, когда-нибудь, слышали песню "9 отсек", то она именно об этом случае. В 10.23 в 9 отсеке произошло возгорание прибора для дожига угарного газа.

Вместо того, чтобы локализовать аварию, вахтенный матрос побежал будить главного старшину Александра Васильева: Васильев, приказав всем покинуть отсек, бросился тушить возгорание, которое к тому времени переросло в объёмный пожар. Он сгорел заживо, спасая товарищей. Лодка всплыла аварийно в девятибальный шторм. Из девятого отсека в восьмой начали поступать продукты горения. Весь личный состав отсека, который не включился к этому времени в средства защиты дыхания, погиб от удушья на боевых постах, только командиру дивизиона движения капитан-лейтенанту Виктору Милованову удалось, заглушив реакторы, покинуть отсек и выйти в седьмой, где он потерял сознание от отравления угарным газом. В седьмом отсеке мичман Александр Новичков помогал растерявшимся матросам включаться в средства защиты органов дыхания. Спасая их, он погиб. Подводная лодка находилась в надводном положении, без хода, с частично затопленным девятым отсеком, в котором продолжал бушевать пожар и загазованными восьмым и седьмым.

Но в подводной лодке этого проекта десять отсеков и я уверен, что большинство из вас не знает историю этого десятого отсека. В десятом отсеке, отрезанные от остальных, оказались двенадцать моряков под руководством капитан-лейтенанта Полякова, управленца ГЭУ, который и спас всем им жизнь.

Двадцать трое суток (подумайте!) двенадцать человек сидели в кромешной темноте в железной бочке с температурой воздуха +4 градуса. Они дышали воздухом, который постепенно стравливали из дифферентовочной системы, давление снимали через кингстон глубиномера, пили воду через трубочку из цистерны, разбив её мерное стекло и достав до нижнего, неоткачиваемого уровня. Из еды у них была только соль и макароны. Сырые макароны, естественно. Когда за ними пришли, только двое могли кое-как держаться на ногах. Их выводили с завязанными глазами, чтоб они не ослепли от дневного света.

Угадайте, сколько человек получили звание Героев? Правильный ответ - ни одного. А знали вы вообще об этих людях? Учились на их примерах мужеству и героизму, когда были маленькими?

К-3 "Ленинский Комсомол"

Первая атомная подводная лодка Советского Союза. 8 сентября 1967 года на лодке произошёл объёмный пожар в 1 и2 отсеках. Пожар произошёл из-за нештатной прокладки в системе гидравлики. Прокладка не выдержала давления и в распылённом состоянии гидравлика попала на плафон освещения, что привело к объёмному возгоранию. В результате пожара погибло 39 человек. Они сгорели заживо. Один из них, капитан-лейтенант Анатолий Маляр, успел, сгорая, захлопнуть переборочный люк из вторго в третий отсек, чем и спас остальных членов экипажа. Комиссия признала действия экипажа героическими и представила членов экипажа к наградам (в том числе и погибших), но Главком ВМФ С. Горшков объявил, что авария произошла по вине экипажа и все: выжившие и мёртвые превратились из героев в преступников. Только лишь спустя 45 лет, когда с обстоятельств аварии был снят гриф секретности, морякам удалось восстановить своё честное имя. К-129 затонула в марте 1968 года, предположительно из-за столкновения с надводным кораблём. Погибло 97 человек.
К-8. Пожар. 52 человека. Этот список можно продолжать, но расскажу вам ещё об одном человеке и, на этот раз, хватит.

7 октября 1986 года затонула подводная лодка К-219 возвращаясь из своего тринадцатого похода. Погибло четыре человека, остальной экипаж был спасён командиром - капитаном 2 ранга Британовым, который был назначен "крайним" в этой аварии и с позором уволен с флота. Авария произошла из-за негерметичности ракетной шахты №6 о котором знали все и много лет, но никто из штабов и командований не взял на себя смелости доложить о неисправности верховному командованию. Из-за раздавления корпуса ракеты в шахте, в отсек начал поступать окислитель ракетного топлива. Была объявлена аварийная тревога и личный состав покинул отсек.

В отсеке остались три человека, погибшие от удушья. Далее в ракетной шахте №6 произошёл взрыв. Подводная лодка резко провалилась по глубине, но благодаря решительным и оперативным действиям экипажа, всплыла на поверхность, продув главный балласт. В то же время было замечено критическое повышение температуры реактора, что могло привести к расплавлению активной зоны и радиоактивному загрязнению Бермудского залива. Дистанционно стержни компенсирующих решёток не управлялись и было принято решение опустить их вручную.

Старший лейтенант Николай Беликов и матрос Сергей Преминин, которому на тот момент было 20 лет, вошли в аппаратную выгородку, в которой к тому моменту температура достигала 70 градусов, кроме того по всей лодке распространялись ядовитые газы от сгоревшего ракетного топлива. Вручную стержни опускаются такой ручкой, как на мясорубке, только больше по размеру. После того, как три из четырёх решёток были опущены Николай Беликов потерял сознание. Матрос Преминин вынес его и вернулся для того, чтобы опустить четвёртую решётку. Он её опустил, но выйти из отсека уже не смог: от перепадов температуры и давления дверь заклинило и никакими усилиями открыть из соседнего отсека её не смогли. Сергей погиб либо от удушья, либо от перегрева.

Знали вы что-нибудь про него? А знали вы, что звание Героя Российской Федерации посмертно за то, что он предотвратил ядерную аварию, ему было присвоено только в 1997 году, благодоря некоторым общественным деятелям.

Командир Британов приказал экипажу покинуть корабль и перейти на подоспевшее советское торговое судно. На снимке капитан 2 ранга Британов отправляет поледнюю партия подводников с борта АПЛ и остаётся на корабле один. На заднем плане - разведывательный самолёт НАТО "Орион". Сам он до последнего стоял на мостике и охранял корабль от возможных попыток захвата вражескими силами с автоматом Калашникова в руках. Он покинул корабль только тогда, когда от кромки воды до рубки оставалось несколько сантиметров. А потом он почти год ожидал суда, но был помилован, но с флота уволен.

А потом лётчики морской авиации, которые сбрасывали на лодку изолирующие дыхательные аппараты, которые оказались почти все без регенеративных патронов устроили массовую драку с офицерами тыла в Калининграде. А потом четыре страны сняли фильм "Враждебные воды", посвящённый подвигу матроса Сергея Преминина. Франция, Германия, Великобритания и США. А Питер Хутхаузен, военно-морской атташе Американского посольства в Москве собрал и направил в правительство США документы на награждение Сергея Преминина медалью "Пурпурное сердце".



БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ - БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ! - (англ.- A great ship asks deep water) - традиционное пожелание хорошего плавания, успехов

ЗА ДРУЖБУ МОРЯКОВ! - старый традиционный английский морской тост

ЗА МОРЯКОВ! - традиционный русский морской тост

ЗА МОРЯКОВ И ИХ ЖЕН И ПОДРУГ! - традиционный русский морской тост

ЗА НЕПТУНА, ЮПИТЕРА, ЗА МОРЕХОДОВ ИЗ ПИТЕРА! - тост ленинградских (питерских) моряков.

ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА! - традиционный тост русских подводников

ЗА ТЕХ, КОГО СЕЙЧАС КАЧАЕТ! - традиционный русский морской тост

ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ! - традиционный русский морской тост

«Покинем берег вскоре,
Похода близок час.
Друзья, за тех, кто в море, -
И не в последний раз!»
«Пусть светит им счастливая звезда
И верным будет курс в морском просторе.
Наш третий тост сегодня и всегда:
»За тех моряков, за тех, кто в море!"

ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ, НА ВАХТЕ И ГАУПТВАХТЕ! - традиционный русский морской тост

ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕХОДСТВЕ, И ТЕХ, КТО В ДОМОВОДСТВЕ! - традиционный русский морской тост

ЗА ТЕХ, КТО ДОМА (НАС ЖДЕТ НА БЕРЕГУ)! - традиционный русский морской тост, это ТРЕТИЙ ТОСТ произносится в море

ПОСЛЕДНИЙ НА ТРАП (англ. One for the gangway) - шутл. последний бокал вина, который предлагается гостю перед тем, как он покинет корабль (чтобы «легче было спускаться по трапу»). Мор. вариант сухопутного тоста - «еще один - на дорожку», «на посошок» - "A last drink before a guest leaves the ship. Ex. the shere* - going «one for the road»

СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ - традиционно пожелание (тост) удачи, хорошего плавания

«Есть дух! В нас его не убили!
И тост мой сегодня таков:
Семь футов, друзья Вам под килем!
За флот и его моряков»

ТРЕТИЙ ТОСТ! - традиционный тост (третий по счету) за моряков - ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ! - его произносят на берегу. В море произносят ТРЕТИЙ ТОСТ - ЗА ТЕХ КТО ДОМА!

«Наш третий тост из глубины веков.
Традиций Флот не изменяет.
И третий тост, за моряков.
Он неизменно поднимает»
ЧТОБЫ ВЕТЕР СИЛЬНЕЕ ДУЛ В ТВОЙ КЛИВЕР! (англ. More wind in your jib!) - традиционное пожелание хорошего ветра встречному судну, идущему с попутным ветром, от того, кто идет против ветра. По старому английскому поверию после такого пожелания ветер будет на стороне того, кто его пожелал другому

ЧТОБЫ НЕ ВЫСОХЛИ МОРЯ И ОКЕАНЫ, ЧТОБ НЕ ОСТАЛИСЬ МЫ БЕЗ РАБОТЫ! - традиционный тост всех моряков и рыбаков

ЧТОБЫ ЧИСЛО ПОГРУЖЕНИЙ (ВСПЛЫТИЙ) ВСЕГДА РАВНЯЛОСЬ ЧИСЛУ ВСПЛЫТИЙ (ПОГРУЖЕНИЙ) - традиционный тост русских подводников.
Выпьем же за тех, кто долго плавал по бурному житейскому морю, удачно преодолел все штормы и волны! (Философа Платона спросили: - Ты много путешествовал по морю. Что случилось с тобою самое удивительное во время этих плаваний? - Самым удивительным каждый раз бывало то,- ответил Платон,- что я в конце концов благополучно приставал к берегу. Выпьем же за тех, кто долго плавал по бурному житейскому морю, удачно преодолел все штормы и волны!)

ПОДБОРКА МОРСКИХ ТОСТОВ


БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ - БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ! - (англ. - A great ship asks deep water) - традиционное пожелание хорошего плавания, успехов

ЗА ДРУЖБУ МОРЯКОВ! - старый традиционный английский морской тост

ЗА МОРЯКОВ!

ЗА МОРЯКОВ И ИХ ЖЕН И ПОДРУГ! - традиционный русский морской тост

ЗА НЕПТУНА, ЮПИТЕРА, ЗА МОРЕХОДОВ ИЗ ПИТЕРА! - тост ленинградских (питерских) моряков.

ЗА ПРОЧНОСТЬ ПРОЧНОГО КОРПУСА! - традиционный тост русских подводников

ЗА ТЕХ, КОГО СЕЙЧАС КАЧАЕТ! - традиционный русский морской тост

ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ! - традиционный русский морской тост
"Покинем берег вскоре,
Похода близок час.
Друзья, за тех, кто в море, -
И не в последний раз!"
Алымов С. Поэзия на вахте. ПУ КСФ. - 1965.

"Пусть светит им счастливая звезда
И верным будет курс в морском просторе.
Наш третий тост сегодня и всегда:
"За тех моряков, за тех, кто в море!"

ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ, НА ВАХТЕ И ГАУПТВАХТЕ! - традиционный русский морской тост

ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕХОДСТВЕ, И ТЕХ, КТО В ДОМОВОДСТВЕ! - традиционный русский морской тост

ЗА ТЕХ, КТО ДОМА (НАС ЖДЕТ НА БЕРЕГУ)! - традиционный русский морской тост, это ТРЕТИЙ ТОСТ произносится в море

ПОСЛЕДНИЙ НА ТРАП (англ. One for the gangway) - шутл. последний бокал вина, который предлагается гостю перед тем, как он покинет корабль (чтобы "легче было спускаться по трапу"). Мор. вариант сухопутного тоста - "еще один - на дорожку", "на посошок" - "A last drink before a guest leaves the ship. Ex. the shere* - going "one for the road"

СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ - традиционно пожелание (тост) удачи, хорошего плавания
"Есть дух! В нас его не убили!
И тост мой сегодня таков:
Семь футов, друзья Вам под килем!
За флот и его моряков"
Перископ-калейдоскоп 1. Выпуск 1. - Спб., 1996.

ТРЕТИЙ ТОСТ! - традиционный тост (третий по счету) за моряков - ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ! - его произносят на берегу. В море произносят ТРЕТИЙ ТОСТ - ЗА ТЕХ КТО ДОМА!

"Наш третий тост из глубины веков.
Традиций Флот не изменяет.
И третий тост, за моряков.
Он неизменно поднимает"

Перископ-калейдоскоп 1. Выпуск 1. - Спб., 1996.

ЧТОБЫ ВЕТЕР СИЛЬНЕЕ ДУЛ В ТВОЙ КЛИВЕР! (англ. More wind in your jib!) - традиционное пожелание хорошего ветра встречному судну, идущему с попутным ветром, от того, кто идет против ветра. По старому английскому поверию после такого пожелания ветер будет на стороне того, кто его пожелал другому

ЧТОБЫ НЕ ВЫСОХЛИ МОРЯ И ОКЕАНЫ, ЧТОБ НЕ ОСТАЛИСЬ МЫ БЕЗ РАБОТЫ! - традиционный тост всех моряков и рыбаков

ЧТОБЫ ЧИСЛО ПОГРУЖЕНИЙ (ВСПЛЫТИЙ) ВСЕГДА РАВНЯЛОСЬ ЧИСЛУ ВСПЛЫТИЙ (ПОГРУЖЕНИЙ) - традиционный тост русских подводников.
Выпьем же за тех, кто долго плавал по бурному житейскому морю, удачно преодолел все штормы и волны! (Философа Платона спросили: - Ты много путешествовал по морю. Что случилось с тобою самое удивительное во время этих плаваний? - Самым удивительным каждый раз бывало то, - ответил Платон, - что я в конце концов благополучно приставал к берегу. Выпьем же за тех, кто долго плавал по бурному житейскому морю, удачно преодолел все штормы и волны!)

Каланов Н.А.,Морская библиотека

Тосты на морскую тему(грядущим Новогодним праздникам посвящается)

За нас с Вами, чья жизнь - море! Желаю Вам море удачи и дачу у моря! Линкор пропьем, но флот не опозорим! Пусть будет флот на море, а мужики на воле! Я мог бы выпить больше, но я выпью до дна! Чтобы сердцу дать толчок, надо выпить коньячок! Выпьем за тех, кто на борту! Кто за бортом, сам напьётся... Душа просит ананасов в шампанском, организм требует водки... За всё то, благодаря чему, несмотря ни на что, мы пьем во что бы то ни стало!!! Если человек пьет один, значит ему плохо. Если пьет с друзьями, значит ему хорошо. За друзей, с которыми приятно выпить! Давайте выпьем за то, чтобы умеpеть спокойно, во сне, как мой дед, а не в стpахе и с кpиками ужаса... как его пассажиpы! Когда пьешь, нужно знать меру. Иначе можно выпить меньше. Так выпьем же еще по одной, дабы скорее приблизиться к указанной мере! Говорят, что капитан знает все. Но крысы знают больше. Так выпьем же за то, чтобы наши знания тоже всегда позволяли нам вовремя смыться! Пpиходит паpень к колдуну: - Сделай мне член до земли.
Колдун подумал, подумал и сделал ему ноги длиной десять сантиметров.
Так выпьем же за гpамотно отданную команду! Юнга купил словарь морских терминов, полистал и разочаровался!
- Ну и словарь подсунули! Ни одного слова, употребляемого боцманом!
Так выпьем же за то, чтобы мы понимали друг друга без всяких словарей! Произнесу я этот тост не новый,
И пусть его услышит Бог морей:
Да отведет судьба свой лик суровый
От всех идущих в море кораблей! Матрос мочит ватку спиртом и протирает прибор. Входит боцман:
- Кто же так чистит?
Берет бутылку со спиртом, делает глоток, дышит на ватку и протирает компас.
Выпьем за опыт! Когда за праздничным столом
Забудешь ты тоску и горе,
Не забывай морской закон -
Пей третий тост: "За тех, кто в море!" На небольшом судне пассажир спрашивает капитана:
- А что будет, если мы встретимся с айсбергом?
- Айсберг поплывет дальше.
Так пусть и на нашем жизненном пути никогда не встречаются айсберги! Боцман рассказывает матросам, как он свалился однажды за борт, сражался с десятью акулами и, конечно, победил. Один матрос-второгодник робко замечает:
- Товарищ боцман, а в прошлом году Вы говорили, что акул было пять!
- Эх, в прошлом году ты был слишком мал и мог испугаться!!! - заметил боцман.
Так давайте выпьем за то, чтобы никогда не преуменьшать своих заслуг! Плыл как-то по морю большой корабль. И вот подходит он к берегу, а возле берега рифы да мели сплошные, никак в бухту не войти. Вдруг буксир подплывает. "Кидайте канат!" - кричат с буксира. -" Мы вас проведем!" Ну, матросы бросили с носа корабля канат, на буксире его поймали, закрепили и повели корабль за собой. Сначала налево вели, потом направо, а потом аккурат на мель посадили.
Так выпьем за то, чтобы из-за любителей водить за нос не оказываться на мели! В капитанскую каюту, заставленную ящиками виски и мясными консервами, вваливается, чуть не падая от истощения, матрос. Капитан встречает матроса, держа в каждой руке по пистолету.
- Капитан, - лепечет матрос, - мы уже дрейфуем третью неделю... Люди мрут как мухи... Вы всю провизию спрятали у себя в каюте...
- Это мой долг! - твердо заявляет капитан, - Я обязан покинуть корабль последним.
Выпьем за самопожертвование! Старый пират, уже на покое, рассказывает своим внукам истории из своей бурной биографии.
- Дедушка, - спрашивают внуки, - а страшные случаи у тебя были?
Задумался старый пират, раскурил трубку.
- Да, - наконец сказал он, - припоминаю один страшный случай... Это когда у нас ром чуть не кончился!
Так выпьем за то, чтобы за нашим столом никогда не было таких "страшных" случаев! По улицам портового города мчится лимузин. У здания порта он резко тормозит, и из него вылезает мужик с чемоданом. Добежав до пирса, он с разбега преодолевает двухметровое расстояние между причалом и теплоходом и, с облегчением вздохнув, сообщает вахтенному матросу:
- Успел, слава Богу!
- Вам и не стоило торопиться - теплоход только причаливает.
Если ваша рюмка стоит пустая, не говорите, что вы уже ее выпили, просто вам еще не налили! Чтоб не сбивались вы с пути,
И чтоб из трудных ситуаций
Могли бы выход вы найти!
Чтобы корабль был ваш крепок,
Как ваши души и сердца!
И как далеко б ни уплыли,
Чтоб возвращались вы всегда!" rel="lightbox"> Чтоб солнце вам всегда светило,
Чтоб не сбивались вы с пути,
И чтоб из трудных ситуаций
Могли бы выход вы найти!
Чтобы корабль был ваш крепок,
Как ваши души и сердца!
И как далеко б ни уплыли,
Чтоб возвращались вы всегда! Старый матерый капитан, попыхивая трубкой, делится воспоминаниями с молодыми моряками-салагами.
- Припоминаю страшный шторм. Мое судно не слушалось руля, мачты поломаны... И тут налетает страшная высокая волна, "волна-убийца", и топит мою посудину в пучине морской! Ни один человек не спасся...
- Позвольте, а как же вы? - удивляются салаги.
- Я? - задумчиво переспрашивает капитан, пуская дым. - А я в это время был в Москве!
За удачу! Hе так уж плох мир наш,
Поскольку в нем есть водка - C2H5OH!
И череп полон шуток,
И в мыслях ералаш,
Когда течет по горлу C2H5OH!
И грязь вам померещится
Как сказочный пейзаж,
Когда в желудке плещется C2H5OH!
И в радости, и в горе,
И в серый будень наш
Готовься выпить море C2H5OH!
" rel="lightbox"> Друзья, моя находка:
Hе так уж плох мир наш,
Поскольку в нем есть водка - C2H5OH!
И череп полон шуток,
И в мыслях ералаш,
Когда течет по горлу C2H5OH!
И грязь вам померещится
Как сказочный пейзаж,
Когда в желудке плещется C2H5OH!
И в радости, и в горе,
И в серый будень наш
Готовься выпить море C2H5OH!

Кают-компания во все времена была местом общения офицеров корабля по служебным и товарищеским проблемам. Из-за отсутствия таковой в Национальном университете кораблестроения имени адмирала С. О. Макарова как-то незаметно для нас люди, служившие на флоте или причастные к флоту, иногда в обед, а когда и в другое время стали собираться в моем кабинете - бывшего меха-подводника. Иногда просто для общения, а когда и на «рюмку чая».
Рюмка была мизерной, она служила не для захмеления, а была символом объединения флотских душ. Состав кампаний был переменным, все зависело от свободного времени. Ректорат знал или догадывался об этих посиделках, а так как флотские никогда под градусом в университете не появлялись, относился к этому снисходительно, несмотря на строгий запрет.
Третий тост «За тех, кто в море». Почему?
В начале девяностых годов к нам забрел «на огонек» почетный гражданин города Николаева, капитан яхты «Икар» Борис Немиров. Он первый в Союзе осуществил в 1987-88 гг. свою мечту - спроектировал, построил яхту и обогнул на ней земной шар, непременно вокруг мыса Горн, через «ревущие сороковые». Участники дальних шлюпочных походов военно-морской кафедры многие годы были с ним в дружеских отношениях, поэтому встретили с распростертыми объятиями, ведь ему, хоть он и не носил золотую серьгу в левом ухе, было положено получить безвозмездно рюмку рома в любой таверне мира - такова традиция парусного флота. Вот он-то, Немиров, и задал тот вопрос: «Откуда пошла традиция на нашем флоте пить третью рюмку под тост «За тех, кто в море»?
Мариманы, десятки лет отдавшие флоту, примолкли. Вопрос повис в воздухе. Борис, выдержав несколько мгновений, сказал, что этим вопросом он задался, когда яхта счастливо миновала мыс Горн.
В книге Немирова «На «Икаре» вокруг света» это событие описано так: «Мыс приветствовали. Построились на палубе. Шапки долой. Приспустили флаг. Трижды салютнули зелеными ракетами и монетку нашенскую бросили в пучину вод. Придем еще сюда». Потом до вечера сидел в кокпите...
Придя к нам, Немиров тогда сказал: «На любой вид спиртного на яхте наложил запрет. Но миновав Горн, подумал, может кто-то выпьет за нас - «за тех, кто в море». И стало как-то теплее на душе от этого тоста. Тогда и задумался я над вопросом: «Когда возник этот тост?»
Озадаченные вопросом Немирова, мы недоуменно смотрели друг на друга. Вадим Удовиченко, капитан 2 ранга в отставке, служивший на АПЛ «К-69», вспомнил строки из популярного в наше время на флоте стихотворения:
«Когда мы все с друзьями в сборе,
То самый первый лучший тост
У нас такой «За тех, кто в море!»
Другие вспомнили «Я пью до дна за тех, кто в море» А. Макаревича. Но эти воспоминания не были, однако, ответом на поставленный Борисом вопрос. Все уставились на владельца «кают-компании»: Бумагу мараешь?

Пришлось начать поиск
Начинал с «преданий старины глубокой», ведь много лет собираю для библиотеки и музея университета старинные книги по истории флота. В фонде около 300 томов книг и более 500 томов журнала «Морской сборник» до 1917 года. Книга «Устав морской и всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море», СПб., 1789 год (шестое тиснение) ответа на этот вопрос не дала, но на тему пьянства содержит несколько поучительных статей:
- «Когда кто при молитве пьян явится, и через оное пьянство другим соблазие учинит, тогда оной, ежели офицер, имеет в первые и вдругоряд арестом у профоса наказан, а в третие на несколько времени от службы отставлен, и рядовым учинен быть; а рядовой, который в таком же образе обращается, имеет бит кошками».
- «Никто да не дерзает ни какого табаку и горячего вина и прочих заповетных питей, для продажи на корабль привозить, под потерянием всего того без повороту, и сверх наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря».
- «Кто на вахту прийдет пьян. Ежели кто шумен придет на вахту, тот имеет быть наказан по сему: ежели офицер, то за первый раз вычетом на один месяц жалования, за другой на два, за третий отнятием чина на время или вовсе, по рассмотрению дела; а ежели рядовой, тот будет наказан биением у машты».
- «Глава третья определяет: «Поскольку, чего на месяц человеку». Провиант раздавать будет морским слушателям каждому человеку на месяц, в который почитается двадцать восем дней. Из хмельного положено было выдать пива 7 ведер, вина 16 чарок. Пива раздавали по 2 кружки в день, а вина по одной чарке в воскресенье, среду, пятницу и субботу».
К сожалению, мудрый царь Петр І ни словом о тостах не обмолвился.
«Регламент благочестивейшего государя Петра Великого Отца Отечества императора и Самодержца Всероссийского, о управлении Адмиралтейства и Верфи и о должностях Коллегии Адмиралтейской и прочих всех чинов при Адмиралтействе обратеющихся». - СПб., 1780 г. (пятое тиснение) примерно повторил «Устав Морской» в части выдачи спиртного.
Когда позволяло время были мною просмотрены и книги известных знатоков флота, его традиций и истории А. Боголюбова, А. Висковатого, И. Черкасова, С. Елагина, В. Бергмана, Д. Мертвого, А. Долгова, Л. Веселаго и других. Увы, результат тот же.
Из современных книг, естественно, были еще раз перечитаны имеемые книги В. Дыгало «Откуда и что на флоте пошло. Флот государства Российского» и официальное издание Министерства обороны СССР «Военно-морской протокол и церемониал», 1979 года. Книги В. Дыгало и типовой «Церемониал» питейный вопрос обошли вниманием.

Заморские версии
Как-то на даче в селе Парутино, (на месте древнегреческого полиса Ольвия), собралась институтская кампания порыбачить со льда Днепро-Бугского лимана. У кого не клевало, собирались у лунки с фонарем и для сугреву выпивали из серебряной рюмочки - по чуть-чуть. Лед все же. При третьей сходке под тост «За тех, кто в море», начитавшись книг о древних ольвиополитах, я высказал предположение, что в основе этого тоста лежит утверждение древнегреческого философа Анахарсиса Скифского: «Люди делятся на три категории: живых, мертвых и тех, кто плавает в море». Возможно, греки пили вино в память о тех, кто был в море. Тост мог быть и не третьим. Один из знатоков даже заявил, что скифы за пьянство и отказ от скифских обычаев убили Анахарсиса. Почесав «репку», решили - пусть это будет лишь одной из версий.
Некоторое прояснение появилось, когда пришел выпускник НКИ начала 80-х годов Игорь Кисаров. Тогда-то ему на военно-морской кафедре было поручено написать реферат о командире брига «Меркурий» капитан-лейтенанте А. И. Казарском. Что и было им толково выполнено. Оказалось, что Кисаров многие годы, увлекшись этой темой, продолжал работать над ней, собирая по архивам материал для своей книги о бриге и его командире. В 2012 году книга вышла в свет в Николаеве. Глубоко верующий человек, Кисаров назвал книгу своеобразно «Казарский. Память его из рода в род, на вечные времена». В этой книге в разделе «Черноморцы первой половины XIX века» есть рассказ о кают-компанейских тостах того периода. Игорь сослался на редкую книгу «Русские флотские офицеры начала XIX века», изданную в Филадельфии, США. Электронной почтой он тут же переслал ее мне. Автор, старший лейтенант Д. И. Федоров-Уайт был из числа офицеров флота, ушедших после гражданской войны в Бизерту, а позже обосновавшийся в США. Это летопись того периода, написанная на основе подлинных документов. Там сотни фамилий офицеров флота. Описывается и быт флота, судьбы людей, флотских организаций и отдельных кораблей; обучение будущих морских служителей.
В книге Федорова-Уайта со ссылкой на книгу «Воспоминания декабриста» (СПб., 1882, стр. 129, 150, 153) офицера Беляева, служившего на «Св. Петре», приводится следующий текст: «Обычно тосты пились портвейном, в торжественных случаях в кают-компаниях пили шампанское. По-видимому, некоторые тосты были традиционными. В кают-компаниях того времени пили тосты, которые предлагал сам адмирал: первым был добрый путь, вторым шел тост за присутствующих и отсутствующих друзей..., затем за здоровье глаз... пленивших нас; здоровье того, кто любит кого». Получается, что во времена адмирала С. К. Грейга нашего тоста еще не было. Вопрос не прояснился.

Народная версия
Очаковские рыбаки, узнав об этом поиске, выдвинули свою версию-анекдот: «Казаки немного пограбив турок в их Анатолии, возвращались на «чайках» домой, нагруженные добычей, прихватив с собой турчанок, так на всякий случай. Атаман, не желая подставлять свою «эскадру» под пушки очаковских турок, провел «чайки» через промоину в Тендровской косе и мимо Белых кучуруг, острова Долгий привел их в Ягорлыцкий залив Кинбургской косы. Далее казакам предстояло волоком преодолеть пески косы и сбросить «чайки» в Днепровский лиман. Атаман понимал, что, увидев в лодках турчанок, жены истолкуют все «неправильно». Скрипя зубами и сердцем, он принял «разинское» решение - турчанок за борт. Вот почему Ягорлыцкий залив до недавнего времени был поставщиком прекрасных устриц и мидий. Дома после раздачи подарков казаки сели за стол. Приняв пару чарок горилки, вспоминая молодых и страстных турчанок, атаман философски посмотрел на хлопотавшую вокруг стола Мотрю... Из келиха тут же налил чарку оковытой и, смахнув оселедцем скупую слезу, поднял тост: «Хлопці! Давайте вип’ємо за тих, хто в морі!» Хлопцы, поняв намек, крикнули «Любо» и, не чокаясь, выпили по третьей». Тоже народная версия.
В конечном итоге помог Интернет . Там нашли: «Выражение стало популярным после постановки пьесы «За тех, кто в море!» (1945) советского драматурга Бориса Андреевича Лавренева (1891-1959). Используется как формула тоста, призыв помнить друзей, находящихся далеко, в сложных обстоятельствах, выполняющих некое важное дело (шутка)». А раз шутка, то это, пожалуй, тоже лишь одна из версий. Нужно двигаться дальше.
Помня, что этот поиск завершить одному сложно, заранее к нему подключил несколько сотрудников университета, в том числе из электронного читального зала библиотеки. И это дало свои плоды. Библиотека принесла мне распечатки с нескольких сайтов, которые и разъяснили истоки тоста.

Впервые этот тост прозвучал

Впервые этот тост прозвучал на борту 48-пушечного корабля «Крепость» (построен в 1699 году) из уст генерал-адмирала Ф. А. Головина. Сказан тост был после очередного морского сражения, в котором российский флот понес ощутимые потери. Звучал тост так: «За тех, кто остался в море». По прошествии некоторого времени, этот тост был «модернизирован» и стал звучать так: «За тех, кто в море» (умница философ Анахарсис Скифский). Почему же тост обязательно третий? На флоте в тот период принято было выпивать третий тост так: «За упокой». Поэтому новый морской вариант тоста по праву занял третье место.
Когда же питие происходила в присутствии дам, то четвертый тост всегда был за «присутствующих королев». При этом обычно добавляли очень корректно, что дам много, а настоящих королев всегда мало, и только у моряка есть своя самая любимая королева. Кстати, моряки никогда не пили тост просто за дам, что любили делать армейцы.
В кают-компаниях кораблей всей европейских стран был установлен ритуал передачи бутылки с вином. Каждый наливал себе сам. Бутылка за столом передавалась из рук в руки обязательно против солнца. За нарушение этого правила виновника дружески наказывали.
Рассказать об этом небольшом поиске Борису Немирову мы не смогли. Дело в том, что несколько лет назад мы проводили Немирова в Архангельск, где его дочь - капитан дальнего плавания командовала большим сухогрузом. Оттуда Борис писал пространные письма. Они всегда заканчивались одной фразой: «Я вспоминаю «рюмку чая» в кабинете 457». Писались письма по несколько дней и были пронизаны тревогой за судьбу яхты. Сначала ее хотели поставить в университете на постамент. Потом «назначили» в капитальный ремонт, с переделкой под научно-исследовательское судно для испытаний необитаемых подводных аппаратов, создаваемых в университете.
К сожалению, 22 октября 2013 года Почетного гражданина города Николаева, Заслуженного мастера спорта по парусному спорту, кругосветчика - капитана яхты «Икар», доцента кафедры конструкции корпуса корабля НКИ-НУК Бориса Степановича Немирова не стало. В память о нем в городе организована крупная регата. Конечно, когда-то его яхта все-таки станет на пьедестал в старейшем на юге страны николаевском Яхт-клубе. Этот вариант предлагают городские власти, но нам, коллегам, соратникам и друзьям Немирова хотелось бы установить яхту, все же, в центральном дворике университета. Ведь когда-то именно сюда Борис Немиров издалека пришел пешком, чтобы поступить в НКИ...

Мацкевич Владислав Витольдович ,
капитан 2 ранга в отставке, ветеран-подводник, член редколлегии международного морского альманаха «Черноморские румбы», главный метролог НКИ имени адмирала С. О. Макарова.

 

Возможно, будет полезно почитать: