Правила игры в классические нарды (длинные). Правила игры в нарды для начинающих (короткие и длинные) Как обыграть в нарды

06/10/2011
Вот и кончилось лето... За это любимое нами время в нашем ассортименте произошло огромное множество изменений, вывесить которые на сайт просто не дошли руки. Сейчас в офисе намного комфортнее, чем на улице, - это поможет нам все необходимые новинки доразместить. А сегодня хотим...
25/02/2011
В преддверие весны с её непременным ощущением близости тепла и отдыха, выездов на дачу и поездок в отпуск мы в спешном порядке ввели в свой ассортимент несколько различных коплектов шахмат на дубовых досках, размерами 33*33 см. Именно этот размер в березовом исполнении по отзывам...
13/12/2010
Вот и Новый год не за горами. А за ним череда выходных, продолжающаяся аж до 10 января. Где встретить Новый год? С кем? А главное, - чем заняться в длинные новогодние каникулы? Мы верим, что Новый год, - праздник объединяющий людей. А значит встречать его будут в компаниях. А значит и...

Правила игры в классические нарды (длинные)

1. Общие положения
1.1. Играют двое. Игра идет на специальной доске, разделенной на две половины (левую и правую).

Количество шашек на доске по 15 у каждого игрока, которые расставляются на своей части доски вдоль правой стороны.
Наборы шашек у игроков разного, обычно черного и белого цвета.
Количество зар - 2.
Игроки по очереди выбрасывают зары (игральные кости).
Первоначальная расстановка шашек показана на Рис.1



Каждый игрок имеет право передвигать только шашки своего цвета.
1.2. Начальное расположение шашек на доске (позиция 1 и 13) называется "голова", ход с этого положения называется "ход с головы" ("взять с головы").
За один ход с головы можно взять только одну шашку.
1.3. Право первого хода и соответственно белого цвета шашек разыгрывается так: каждый игрок кидает один игральный кубик (зар).
Это жребий: право первого хода и белый цвет шашек получает тот, у кого выпало большее количество очков. При одинаковом количестве выпавших очков, бросок повторяется.
1.4. Если игра состоит из нескольких геймов, то цвет шашек меняется и следующий гейм начинает игрок, игравший предыдущий гейм чёрным цветом.
1.5. Ход игрока это бросок зар, а также движение шашек после броска.
1.6. Бросать зары лучше из небольшого стаканчика, но можно и из ладоней (по договоренности с оппонентом).
Бросать необходимо так, чтобы зары упали на одну половину доски и устойчиво легли на грань. Если зары разлетелись по обеим половинам доски или упали на пол, на стол (тем более под стол), или кубик одного из игроков встал косо, прислонившись к бортику или шашке, то бросок повторяют.
1.7. Ход считается сделанным, когда игрок сыгравших свой ход передаёт зары сопернику.

2. Смысл игры
2.1. Игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в "дом" и "выбросить" их раньше, чем это сделает противник. "Домом" для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от "головы" на 18 клеток.

2.2. Термин "выбрасывать" означает делать шашкой такой ход, чтобы она оказывалась за пределами доски. "Выбрасывать" шашки можно только после того, как все шашки "пришли в дом". Следовательно, белые идут из зоны 13-18 в зону 7-12, а черные из зоны 1-6 в зону 19-24 (Рис.2).



3. Розыгрыш

3.1. Игрок кидает одновременно два кубика (зары).
После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку на число клеток, равное выпавшему числу другого кубик.
То есть, если на одном кубике выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую на пять клеток. В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь клеток.
Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения.
При этом с головы можно брать только одну шашку (Рис. 3).



Первый бросок партии предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила.
Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую.
Таких бросков для игрока всего три:
шесть-шесть (6**6);
четыре-четыре (4**4)
три-три (3**3)
В данной ситуации сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.
Примечание: При первом броске белых 5-5, и последующем броске чёрными 4-4, последние снимают одну шашку с головы играя одну четвёрку, так как пройти дальше мешает созданная помеха.
3.2. Нельзя передвигать две шашки на число клеток, указанное одним кубиком, а потом на число клеток, указанное другим кубиком. То есть, если выпало пять-четыре, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (то есть отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку.
3.3. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, гош, куш), тогда количество очков удваивается, т.е. игрок играет так, как будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.
3.4. До окончания своего хода игрок может передвигать свои шашки по своему усмотрению, если это не противоречит настоящим Правилам. Ход считается сделанным, когда игрок с доски забрал свои зары.
Если ход при этом оказался незаконченным или противоречащим правилам, оппонент имеет возможность принять ход в том виде, как он сделан, либо потребовать от игрока сделать правильный ход.
3.5. Запрещено выставлять блок (заграждение; мост) из шести шашек - и даже “пробегом”, если впереди этого блока нет шашки соперника (Рис. 4).



Не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя.
Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника находится перед этим заграждением.
3.6. Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой.
3.7. Если шашки заперты так, что игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки "не идут"), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще.
3.8. На одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек.
На клетку, занятую шашкой противника, шашку ставить нельзя.
Если шашка попадает на занятую клетку, о ней говорят, что она "не идет".
3.9. Если игрок имеет возможность сделать ход на количество очков на одном заре, а на количество очков, выпавшее на другом заре, сделать ход не представляется возможным, то игрок делает только один ход. Очки другого хода пропадают, так как шашка не идет.
3.10. Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах.
То есть, если игроку выгоднее сделать "три", а выпало "шесть" и есть возможность пойти "шесть", то следует ходить "шесть".
Если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Меньшие очки пропадают.
Примечание: термином "камень" в нардах может называться игральный кубик, а также комбинация очков, выпавшая на двух зарах.
Например, камень "четыре-три".
3.11. Выбрасывать шашки это значит делать такие ходы, чтобы шашка оказывалась за пределами доски.
Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом.
3.12. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавших очей на зарах.
Например, если выпало 6-3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля (три можно сыграть с 6, 5 или 4 поля).
В процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет.
Например, если на зарах выпало 6-5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет со второго и т.д.
Партия заканчивается.

4. Расчет в игре

4.1. Положение, когда проигравший сумел выкинуть хотя бы одну шашку, называется, проиграл "оин" (0-1).

4.2.Положение, когда один игрок выбросил все свои шашки, а его противник не сумел выбросить ни одной, называется поставил "марс" (2-0).

4.3.* Ничья в нардах. Если один игрок игравший белым цветом выбросил все свои шашки, то второй игрок игравший чёрным цветом имеет право последнего броска, так как он изначально начинал партию – гейм позже. В этом случае, если игрок игравший чёрным цветом, использовав своё право последнего броска и вывел с доски свои шашки, то партия заканчивается в ничью и игроки получают по пол очка (1/2-1/2), либо по одному очку (1-1)в зависимости от регламента турнира.


*Ничья в длинных классических нардах - нововведение.

В настоящее время нарды пользуются большой популярностью, главным образом, из-за появления Интернет версии, где вы можете найти за реальные деньги противников со всего мира. Сама игра требует от игрока много опыта, и одной из самых важных вещей является выбор правильной стратегии.

К счастью, ведущие веб сайты игры в нарды предлагают своего рода обучение или введение в игру и советы относительно игры, которыми вы должны пользоваться в зависимости от ситуации. Чтобы стать более опытным игроком в нарды, мы рекомендуем вам прочитать следующие подсказки.

Подсчет очков

Большинство новичков игнорирует подсчет очков, который ведут многие серверы в онлайн нарды (это сумма очков игральных костей, необходимая чтобы закончить игру). Однако, игроки должны обращать внимание на подсчет очков, и соответственно регулировать свою стратегию игры, а не проходить всю игру с заранее предопределенной стратегией и полагаться лишь на удачу.

- «Последовательная» стратегия

В распоряжении игрока есть несколько различных стратегий. «Открытая» или «последовательная» игра подразумевает под собой перемещение фигур на длинные расстояния, что позволяет быстро переместить все фигуры в свой «дом» (Ячейки с 1 по 6 в правом нижнем углу экрана). Но в ней есть недостатки - это может оставить ваши фигуры открытыми для атаки противника. Если для победы вам осталось переместить мало фигур, то это подходящая стратегия. «Блицкриг» немного более опасная стратегия. Это прямое нападение на фигуры ваших противников и одновременная блокировка как можно большего количества ячеек в своей части доски. Цель состоит в том, чтобы удержать противника на внутренней части доски, в то время как вы продвигаетесь к своему «дому».

Стратегия «удержания»

Другой вариант - игроки могут защищать свои фигуры, складывая их в столбики, что уменьшит шансы противника для их атаки. Таким образом, появится возможность атаковать противника в то время, когда он приблизит свои фигуры ближе к «дому». Подобную стратегию нужно применять, когда противник начинает побеждать, и у него остается меньше фигур, чем у вас.

Стратегия «заполнения»

Стратегия «заполнения» - определенный тип блокировки, целью является создание блока (шести последовательных закрытых ячеек). Соперник не может переместить свои фигуры за блок, что дает вам значительное преимущество в игре.

Краткий обзор

Лучше всего применять ту стратегию, которая вам лучше всего удается, действовать в зависимости от обстоятельств и думать на несколько ходов вперед. Это поможет вам лучше применить выбранную вами стратегию. В игре важна не только удача, но и стратегия.

Цель игры в длинные нарды - завести в дом и выбросить свои шашки раньше соперника. Так как в длинных нардах нельзя сбивать шашки, можно предположить, что победа достанется тому игроку, который будет выбрасывать большие числа на зарах и быстрее доберется к своему дому. Однако, даже в отсутствие удачных бросков, вы сможете обеспечить себе преимущество в игре, используя в своей стратегии приемы, заставляющие соперника терять очки.

В длинных нардах существует всего два источника потери очков: когда нет возможности сделать перемещения, выпавшие на кубиках и при выбросе шашек из дома.

Поэтому удачная стратегия игры в длинные нарды сочетает в себе три ключевых шага:

  1. создать позицию для потери очков соперника
  2. не пропускать свои ходы
  3. правильно завести свои шашки в дом

В самом начале игры (в дебюте) борьба ведется за тактические цели – места в своей и чужой базах. В середине игры, вам стоит изменить стратегию: перестроиться на максимально удобный захват пунктов в своем доме и перекрытие возможностей соперника в его доме. Перед каждым своим ходом анализируйте, будет ли он полезен для вашей текущей ситуации на борде. Стратегическое и тактическое превосходство необходимо завоевать с самых первых ходов игры.

Стратегия и тактика игры в длинные нарды в дебюте (начале партии)

  1. постарайтесь занять как можно больше пунктов на игровом поле. Эта стратегия известна как принцип “на одном пункте – одна шашка”
  2. увеличивайте количество своих шашек в поле по старому правилу: одной шашкой вы идете вперед, а вторую вы снимаете с “головы” (с вашей изначальной позиции). Этот тактический прием позволяет быстро ввести в игру все шашки, чтобы занять наиболее выгодные позиции.
  3. захватывайте стратегически важные пункты – угловые пункты всех четвертей, кроме пункта 1, захват которого нецелесообразен без захвата пунктов 6 и 7
  4. постарайтесь не дать сопернику захватить три и более пункта подряд у своей головы создавая вам блокаду, соответственно старайтесь сделать это сами у чужой
  5. старайтесь захватить старшие места у головы соперника (блокируйте его ход с головы на 4-5-6)
  6. не спешите заходить единственной шашкой в дом в самом начале игры - это не лучшая стратегия. Вы не сможете быстро занять там большое количество луз чтобы ограничить движение оппонента, но даете сопернику возможность заблокировать ваши шашки в третьей части доски (“двор”)
  7. располагайте свои шашки во второй четверти так, чтобы они достигали 3-й четверти за одно движение
  8. если соперник подходит к вашим 1 и 2 четвертям, постарайтесь создать препятствия для его шашек, занимая от 3 до 5 позиций подряд. Стратегия создания блока из 5 шашек может значительно замедлить продвижение соперника и ограничит возможности его хода
  9. единственный куш, который позволяет шашке, двигаясь от своей головы не упереться в чужую – это 5:5. Этот путь часто называют “караванной тропой” и правильной стратегией игры в нарды будет попытка занять эти пункты в первую очередь и соответственно закрывать их у себя


Стратегия игры в длинные нарды в середине и окончании партии

  1. если вам удалось занять только один или два пункта в базе соперника и перспективы на остальное слабые, направьте свои стратегические усилия на захват пунктов в своем доме
  2. в первую очередь занимайте свободные пункты на доске, если они есть. Если есть выбор в ходах, но занять свободные пункты не удается, надо ставить шашку так, чтобы следующим ходом у нее были наибольшие шансы занять этот пока еще свободный пункт
  3. по возможности занимайте пункты, которые примыкают к вашим шашкам. Создание и увеличение размеров блоков - это хорошая стратегия игры в длинные нарды
  4. старайтесь защищать все свои шашки от блокировки соперника. Из-за неудачной позиции одной шашки вы можете надолго “застрять” на месте и проиграть всю партию в нарды
  5. занимайте пункты на доске таким образом, чтобы у вас были варианты хода для любой комбинации кубиков. Поскольку в нардах существует правило полного хода, вы можете оказаться в ситуации, когда необходимо делать неудобный для вас ход
  6. постарайтесь занять как можно больше пунктов в своей второй четверти, для того чтобы сопернику осталось заводить свои фишки только на 1-2 пункта
  7. когда большая часть ваших шашек подходит к последней четверти доски (“дом”), старайтесь занять там, как минимум, 2-3 пункта в середине, так будет легче заводить и выбрасывать шашки из дома
  8. стремитесь создавать сплошные ряды закрытых пунктов – блокады в своем доме и доме соперника

Блокада (Забор. Заслон. Затор. Прайм) в длинных нардах

Блокадой называется непрерывная последовательность занятых пунктов от 2 до 6, блокирующая (“запирающая”) шашки соперника.

Блокада из 2-4 шашек обеспечивает дефицит ходов соперника и создает запас ходов для вас. Блокада из 6 и более шашек практически гарантирует ваш выигрыш, если она расположена в вашей базе. Такая же блокада в 3 или 4 четверти может обеспечить вам победу марсом.

Как мы видим, стратегии игры в длинные нарды меняются в зависимости от стадии игры и ситуации на доске. Основными тактическими приемами для создания ситуация потери хода соперником являются создание блокад и занятие стратегически важных позиций в нужный момент.


В современном обществе настольные игры занимают далеко не последнее место, крепкие позиции занимает настольная игра известная с древних времен «Нарды». Еще десять лет назад в нарды в основном играли мужчины, сейчас не редкость встретить за игрой женщин. Популярность игры среди обоих полов вызывает логическая основа игры в длинные нарды, где каждый игрок может выбрать для себя свою индивидуальную тактику, тщательно продумывая свои ходы просчитывать соперника и уверенно идти к победе. Длинные нарды , как и шахматы, не дают времени расслабится ни на секунду. Пустив на самотек игру, возникает риск проигрыша, а так же возможность поставить игроку «марс». Важно выбрать комбинацию тактик и секретов, целью которых будет победа над соперником. Прежде чем купить нарды необходимо весьма скрупулезно познакомиться с основными правилами и секретами игры.

Тактика игры в нарды

Собранность и внимательность – самая основная тактика в длинных нардах. Продумывайте свой ход на несколько ходов наперед, прибегайте к более гибкой стратегии, исходя из ходов соперника. Самый важный ход в игре – основной ход соперника, только после него появляется возможность просчитать возможные передвижения соперника и исход всей игры. Те, кто играет на уровне любителя в нарды, придерживаются точки зрения - основной ход не решает исхода всей игры. Профессионалы убеждены – основной ход решает результат последующей партии, правильный первый ход способен задать нужный темп соревнования, обеспечить победу.

– легко, но это только половина дела. Важно знать хитрости, применяемые игроками. Основное правило – первая шашка находится в авангарде, а вторая шашка находится – на голове. Используя основное правило, игрок получает хорошие места и главенство поля. Захватив на своей территории самые важные ячейки, игрок переведет игру соперника в нужное ему русло, получит преимущество, которое сделает дальнейшую игру проще и легче, а победа станет вопросом времени.

Секреты игры в нарды

Чтобы выбрать индивидуальную тактику, обзавестись своими секретами игры, необходимо ознакомится с основными секретами и часто используемых в нардах тактиках.

Рассмотрим основные из них:

1. Не давайте сопернику занять возле головы поля три ячейки, это ведет к риску потери главных позиций, но старайтесь занять три ячейки возле головы соперника, для того, чтобы добраться до третей четверти необходимо ставить шашки до шестого положения. Заняв три ячейки возле головы поля противника, получите ощутимое преимущество в контролировании главных позиций.

2. Переходите в форсированное наступление, когда шашки находятся в четвертой четверти игрового поля за один ход в третью четверть.

3. С начала игры, не позволяйте сопернику приближаться к первой четверти, перекрывайте ходы соперника.

Это только основные хитрости игры в нарды , лишь верхушка айсберга, будьте готовы к тому, что соперник сможет использовать другие хитрости при игре в нарды, будьте сконцентрированы и выдержаны, продумывайте будущие ходы противника, помните основное правило игры в нарды, первый противника может решить исход всей игры.

Не пускайте игру на самотек, ведь индивидуальная тактика и секреты залог победы в нардах. Играя с профессионалом, подвергайте анализу каждый его ход. С выдержкой и просчетом каждого хода, используя индивидуальную тактику и секреты, вы научитесь побеждать. И тогда вам представится возможность для игры, а не для праздного сувенира.

Ахундов Назим Фикрет оглы

Длинные нарды. Как правильно играть.

Ахундов Н.Ф. ISBN 5-00-00420-5

Книга рассчитана на тех, кто только начинает играть в длинные нарды, но полон желания освоить секреты мастерства игры. Здесь вы найдете основные правила и принципы тактики и стратегии игры в начальной и заключительной фазе. Материал богато иллюстрирован, вам не понадобится доска, достаточно только книги. Все правила и приемы даны с объяснением и обоснованием, что облегчает усвоение материала.

Автор выражает благодарность и признательность человеку, много сделавшему для популяризации нард в России, подсказавшему саму идею написания книги и давшемумноговажныхиценныхзамечанийпорукописи, но просившему не упоминать его имени.

ВСТУПЛЕНИЕ.

Несмотря на большую популярность длинных нард в России и странах СНГ, в доступной литературе нет серьезных разработок теории этой игры. Нет программы, умеющей играть в длинные нарды на приемлемом уровне и позволяющей анализировать партии и позиции. В этом смысле длинные нарды серьезно уступают коротким нардам, для которых разработаны чрезвычайно эффективные компьютерные программы для анализа и обучения.

Сразу несколько оговорок.

В книге, в более-менее систематизированном виде даны представления о том, как правильно играть длинные нарды и дан анализ наиболее распространенных тактических приемов, а также их характеристики. Это не значит, что, освоив эти приемы, новичок сразу станет Мастером. Но, автор выражает уверенность, что путь к вершинам Мастерства для Вас будет открыт.

Книга рассчитана на тех, кто только начинает играть в длинные нарды, и полон желания существенно поднять уровень своей игры.

В книге нет ни слова, ни об истории нард, ни о правилах игры. Для этого существуют другие книги и пособия, которые доступны, в том числе в Интернете.

Все, что изложено в книге – личные представления автора о правильной игре, основанные на его личном опыте, и книга не претендует на абсолютную полноту знаний о длинных нардах.

Говоря о позиции на нардовой доске, мы часто употребляем некоторые специфические нардовые слова, а точнее уже, фактически, термины. Многие из них игрокам в нарды понятны. Но некоторые, без конкретного указания на доску, могут приводить к путанице.

1. То, чем играют в нарды. В книге используется слово « шашки ». В нардах соперники играют шашками разного цвета. Традиционно это белые и черные шашки. Однако для удобства зрительного восприятия позиций читателем, автор использовал вместо белых – желтые шашки, а вместо черных – синие.

2. Местонадоске,накоторомстоятшашки. Всегоих24.Вкниге используется понятие « поле ». В настоящей книге поля нумеруются от1до24(отсчетидетотбазыжелтыхшашек).Поле№1–стартовая позиция шашки (белой), поле № 24 – последний пункт доски, после которого желтая шашка снимается с доски (выбрасывается).

3. «Ход ». Термин понятен всем. Игрок, чья очередь играть, бросает зары и должен сыграть выпавшую комбинацию цифр. Это и будет ход. Ход состоит из «движений ». В одном ходе может

быть до четырех движений. Обычно их два. Если на зарах выпали одинаковыецифры,точетыредвижения.Этокогдаделается«полный ход ». Но бывает, что не все движения возможно сделать, тогда ход может состоять из трех, двух или одного движения. Это «неполный ход ». Может возникать ситуация, когда игрок вынужден полностью пропустить ход. Это когда ходить нет возможности совсем. В таком случае в ходе ноль движений.

4. Иногда важно обозначить в какой части доски идет игра. В книге используется слово «четверть ». Первая – та, где стартовая позиция данного цвета. На рисунке ниже показаны четверти доски для желтых. Далее вторая, третья и четвертая (та, где шашки выбрасывают).

5. Место, где в начале игры собраны все шашки (поле №1). Часто пользуются словами «рука» и «голова». Иногда это приводит к путанице. Важный термин. По правилам с «головы» нельзя

ходить более одной шашки (за исключением первого хода). В книге используется слово «голова ».

6. Бывает, что несколько подряд стоящих полей заняты шашками одного цвета, образующими некое препятствие. Для такого построения в книге используется слово « блок ».

7. Несколько (3 и более) шашек на одном поле. В книге используется термин « столбик ».

8. Четвертая четверть для данного цвета шашек. Часто именно это место игроки называют домом. Слово « дом » использовано для обозначения четвертой четверти данного цвета шашек и в этой книге.

9. Первая четверть данного цвета шашек. Иногда ее, как и четвертую четверть тоже называют «дом». В данной книге, во избежание путаницы, первая четверть доски для данного цвета шашек называется «база ».

10. Втораяилитретьяшашкавстолбикеодногоцветанакаком-то полеимеетважноетактическоезначение,т.к.позволяет следующим ходом захватывать более дальние поля, не открывая поля, с которого делаетсяход. Вэтойкнигетакаяшашканазывается«авант »(отслова “вперед”, т.е. нацеленная на какое-то поле впереди себя). Первая шашка на поле, где стоит авант, в книге названа «трамплин ».

11. « Мостик ». Под мостиком понимается такое расположение шашки, которое не позволяет сопернику организовать между Вашими шашками блок из 6 и более шашек.

12. Недостатокходовпривыпадениикакой-токонкретнойцифры

– «дефицит хода » (дефицит пятерок, дефицит троек и т.д.).

13. Некоторое количество ходов, которые можно сделать (передвинутьчастьшашек),несоздаваятакимиходамикритической ситуации для себя, например, не открывая очень важных полей. Для такогонабораходоввкнигеиспользовантермин« запасходов ».Часто употребляют просто слово «запас». Смысл «дефицита ходов» и «запасаходов»разный,ноониотражаютоднуитужеарактеристику позициинадоске.Этотакжекакстаканна2/3полныйилистаканна 1/3 пустой.

14. Зары (кубики). В данной книге, словом зары обозначены только сами зары, а не та цифровая комбинация, которая выпадает на верхних гранях зар. То, что выпадает на зарах названо «бросок ». Бросок –этодвецифры,каждаяизкоторыхот1до6.Когдавыпадают одинаковые цифры на обоих зарах, такой бросок называется «куш ».

15. Выброс - снятие шашки с доски в связи с тем, что она завершила свой путь по 24 полям и должна уже выйти за пределы доски. Снимать шашку с доски - “выбрасывать “.

16. Есливкакой-либопозициинадоскедлякаждойшашкиодного цветаподсчитатьсколькополейосталосьдовыбросасдоски,апотом сложить все эти цифры, получится сумма, показывающая шашкам данного цвета сколько минимум осталось очков до окончания игры. Такая сумма называется «пипсы ». В начальной позиции 15 шашек должны пройти 24 поля каждая, это соответствует 15х24=360

пипсам. Таким образом, пипсы могут быть от 0 (завершение игры) до 360 (начало игры).

Все термины в дальнейшем используются без кавычек.

УЧИМСЯ ИГРАТЬ В ДЛИННЫЕ НАРДЫ.

Прежде, чем начать знакомиться с тем, как лучше играть в длинные нарды, обязательно ознакомьтесь с содержанием раздела «Нардовая топология ». В ней читателю предлагается изучить особенности движения шашек по нардовой доске.

Правило №1. «Одну шашку с головы, вторую в другом месте». Очень полезное правило, известное почти всем новичкам, тем не менее, нуждается в пояснениях. Слепое следование этому правилу

– верный путь к ошибке и проигрышу в тактической борьбе.

Правило №2. «Первые ходы».

Как правильно располагать шашки при первых нескольких ходах, чтобы не попасть в беду уже в самом начале игры?

Правило №3. «Занимаем свободные поля».

Речь пойдет о том, какие именно позиции надо занимать в первую очередь и почему.

Позициянабазеоппонентаимееттактическоезначение,авегодоме

– стратегическое. Здесь же объяснено, почему некоторые позиции на доске важнее других.

Правило №4. «Тихий ход».

У Вас и у оппонента пока нет полей, которые можно занять или практически им ничего не угрожает. Как правильно ходить в такой ситуации? Именно здесь новички совершают множество ошибок.

Правило №5. «Игра делается на выбросе».

 

Возможно, будет полезно почитать: