Рамадан: почему и как постятся мусульмане? Мусульмане строго соблюдают традиции и заветы Когда мусульманский пост.

Рамадан — месяц поста и духовного очищения, в разных мусульманских странах может начинаться в разное время — зависит это от способа астрономического вычисления или прямого наблюдения за фазами Луны.

Мусульмане поздравляют друг друга с наступлением Рамадана, так как именно в этот месяц был ниспослан Священный Коран, который играет в жизни каждого правоверного особую роль.

Священный месяц Рамадан

Месяц Рамадан, который верующие мусульмане считают своей главной обязанностью в году, очень важен в Исламе. Это священный месяц обязательного поста и ежедневных молитв — время зарабатывать вечный Рай.

В священный месяц Рамадан удостоить великой награды могут многие дела: пост, пять ежедневных молитв (намаз), молитва "Таравих", искренняя мольба-ду"а, вечерний (ифтар) и предрассветный прием пищи (сухур), а также пожертвования и многие другие благие поступки и дела.

Праведники считают, что пост помогает мусульманину контролировать негативные эмоции и качества, такие как гнев, ненависть, жадность, а также бороться с одолевающими его страстями.

В Исламе приблизиться к Всевышнему надеются посредством поста. А ввиду того, что приближение к Аллаху и есть смысл жизни правоверного, пост занимает важное место в Исламе. В первую очередь, пост призван усмирить душу и тело, а также точно исполнить указания Аллаха.

Как соблюдать пост

Священный пост Рамадан начинается с рассветом и заканчивается с заходом солнца — в дневное время правоверные отказываются от приема пищи.

В Исламе во время поста предусмотрены два ночных приема пищи: сухур — предрассветный и ифтар — вечерний. Завершить предрассветную трапезу желательно хотя бы за полчаса до рассвета, а ифтар нужно начать сразу после вечерней молитвы.

Соблюдение этих двух приемов пищи поощряется дополнительной наградой, хотя пропуск - не является нарушением поста. Согласно Корану, лучшая пища для ночной трапезы - вода и финики.

Предрассветная трапеза

Еще пророк Мухаммад говорил о важности предрассветного приема пищи. Он говорил: "Принимайте пищу перед рассветом в дни поста! Воистину, в сухуре — Божья благодать (баракят)!"

Мусульмане в течение всего Рамадана проводят утренний прием пищи еще до рассвета. Они верят, что за такое действие Аллах очень сильно вознаградит. Переедать во время сухура не стоит, но съесть следует достаточное количество еды - он придает сил на целый день.

Вечерняя трапеза

К вечернему приему пищи нужно приступить сразу же после захода солнца, то есть после четвертой, предпоследней молитвы в эти сутки.

Иша — ночная молитва — последняя из пяти обязательных ежедневных молитв, следует после ифтар. Медики ифтар пропускать не рекомендуют, это может плохо отразится на организме.

Что можно и нельзя есть

Употреблять во время сухура рекомендовано сложные углеводы - салат из овощей, хлеб из пророщенного зерна, блюда из круп. Сложные углеводы обеспечат организм энергией, притом что они долго перевариваются. Подойдут также сухофрукты - финики, орехи - миндаль и фрукты - бананы.

Утром не следует вкушать белковую пищу — она загружает печень, которая во время поста работает без перерыва. В это время суток не стоит есть жареную, жирную и копченую пищу, а также рыбу, так как после нее пить захочется. Отказаться нужно и от кофе.

Мясные и овощные блюда можно есть во время ифтара, а также блюда из круп и сладости в небольшом количестве. Кстати, сладости можно заменить финиками или фруктами. А вот воды пить нужно много. Также можно выпить компот, чай, морс, сок и кисель.

Жирную и жареную пищу принимать вечером не желательно — она вызовет изжогу и отложится в лишних килограммах. Продукты быстрого приготовления - различные каши в пакетах, также нужно исключить из вечернего рациона. Такие блюда вас не насытят, и буквально через час или два вы вновь захотите есть, так как они содержат соль и другие специи.

На время поста Рамадан из меню лучше вообще исключить колбасу и сосиски. Колбасные изделия, которые плохо влияют на печень и почки и утоляют голод лишь на несколько часов, способны развить жажду.

Правила Рамадана

Пост в Рамадан соблюдать обязан каждый совершеннолетний мусульманин. Во время поста все должны придерживаться установленных правил — много молиться и подтверждать ежедневно свое намерение участвовать в этом празднике во имя Аллаха.

Мусульмане в течение месяца Рамадан в дневное время с целью искупления своих грехов отказываются не только от приема пищи, но и питья, курения и интимной близости.

Рамадан - это священный месяц, который предназначен для очищения души и тела, для переосмысления жизни в целом. Поэтому исполнение религиозного долга Аллах не засчитает без ежедневных молитв (намазов).

Воздерживаться в этот строгий пост следует от злых мыслей и намерений, совершать чаще намазы, избегать порочащих поступков и неблагочестивых людей.

Освобождаются от поста в священный Рамадан старики и воины, больные люди, путешественники, беременные и кормящие женщины, а также дети. Возмещение поста является обязательным в другой, более благоприятный период.

Что нельзя делать в пост

Пост нарушают в священный месяц Рамадан и требуют искупления (кяффара) следующие действия — преднамеренное принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению, а также курение и супружеская близость.

Возмещения требуют и следующие обстоятельства, которые нарушают пост: использование клизмы; попадание лекарств внутрь организма через нос и уши; попадание воды в носоглотку при совершении омовения; преднамеренный вызов рвоты; начало менструации или послеродовой период.

Мусульманин, нарушивший пост, должен определенную сумму деньгами или продуктами заплатить нуждающемуся, таким образом восполняя пост.

Вступление в интимные отношения является одним из самых серьезных нарушений. За это нарушение мусульманин должен либо накормить 60 бедняков, либо соблюдать 60 дней непрерывный строгий пост.

Ночь Предопределения

Последние десять дней поста являются особенно строгими и ответственными, так как самая важная ночь в году для каждого мусульманина — Ляйлят-аль-Кадр или Ночь Могущества и Предопределения, приходится на одну из 10 последних ночей Рамадана.

По приданию, именно в это время пророк Мухаммед получил первые откровения от архангела Джебраила - он спустился к молящемуся пророку и передал ему Коран. Хотя, некоторые источники указывают, что Ночь Могущества и Предопределения приходится на 27 число Рамадана

Этой Ночи в священном Коране посвящена целая сура — "Инна анзалнагу". В ней говорится, что Ночь Могущества лучше, чем тысяча месяцев, в которых ее нет.

© photo: Sputnik / Alexander Polyakov

Считается, что судьба каждого человека — его жизненный путь, трудности и испытания, которые предстоит пройти, предопределяется на небесах именно в Ляйлят-аль-Кадр. И если правоверный проведет эту ночь в молитвах, в осмыслении своих деяний и возможных ошибок, то Аллах будет милостив и простит ему грехи.

Поэтому, мусульмане стараются в священный месяц Рамадан с большим усердием молиться и придерживаться указаний Аллаха. Считается, что за благодеяния, совершенные в период Рамадана, Аллах воздает верующим сторицей, одаривая их благосостоянием, здоровьем и удачей.

Добровольный намаз

Мусульмане на протяжении всего Рамадана должны читать Коран, посвящать свое время благочестивым размышлениям и поступкам, работе и благотворительности. Кроме того, к привычным пяти намазам в день добавляется еще один — "таравих".

"Таравих" означает добровольный намаз, который совершают в священный месяц Рамадан после ночной молитвы (иша). "Таравих" является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин.

Пророк Мухаммад эту молитву совершал в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совместно со своими сподвижниками в мечети. И чтобы люди эту молитву не восприняли как обязательную, пророк не возносил ее ежедневно.

После каждых четырех ракяатов (порядок слов и действий, составляющих мусульманскую молитву), по примеру сподвижников пророка, желательно делать небольшой перерыв. В это время рекомендуется предаваться размышлениям о Боге, восхвалять и поминать Всевышнего или слушать короткую проповедь.

Праздник Разговения

Священный месяц Рамадан завершается вторым по значению великим праздником — Ид аль Фитр или так называемый Праздник Разговения. Праздник наступает после заката в последний день Рамадана.

Мусульмане в это время должны предаться размышлениям о духовных ценностях и переосмыслить жизнь за период поста. Ид аль Фитр считается праздником спасения от ада — днем любви, примирения и дружеских рукопожатий. В праздник принято посещать обездоленных и ухаживать за стариками.

Праздник начинается с наступлением времени вечернего намаза. С этого времени всем мусульманам желательно читать "такбир" (формулу возвеличивания Аллаха). Такбир читают до совершения праздничного намаза в день праздника. Ночь на праздник желательно провести во всенощном служении Аллаху.

В праздник правоверные облачаются в чистые одежды, душатся благовониями, надевают на палец серебряное кольцо и, поев немного, отправляются пораньше в мечеть для совершения праздничного намаза.

В праздник выплачивают обязательный закят аль-фитр или "подаяние разговения", проявляют радость, поздравляют друг друга и желают принятия поста Всевышним, а также посещают родственников, друзей, соседей и знакомых и принимают гостей.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Во время священного месяца мусульманского календаря, который называется по-арабски рамадан, или по-турецки рамазан, мусульмане обязаны соблюдать строгий пост – ограничить себя в питье, еде и интимной близости .

Следуя правилам Рамадана, зрелые люди отказываются от своих страстей. Так они отчищаются от негатива.

Заканчивается пост великим праздником Ураза-Байрамом.

Особенности и традиции поста Рамадан – что такое ифтар и сухур?

Постом верующие проверяют силу человеческого духа . Соблюдение правил Рамадана заставляет человека осмыслить свой образ жизни, помогает определить главные ценности в жизни.

Во время Рамадана мусульманин должен ограничить себя не только в еде , но и плотском удовлетворении своих потребностей, а также других зависимостях — например, курении. Он должен научиться контролировать себя, свои эмоции .

Соблюдая простые правила поста , каждый верующий мусульманин должен почувствовать себя неимущим и голодающим, так как имеющиеся блага зачастую воспринимаются, как обыденные.

В Рамадан запрещается ругаться. Появляется возможность помочь нуждающимся, больным и бедным. Мусульмане верят, что молитвы и месячное воздержание обогатят каждого, кто следует догмам Ислама.

Существуют два главных предписания поста:

  1. Следовать правилам поста искренне от рассвета до заката
  2. Полностью воздержаться от своих страстей и потребностей

А вот несколько условий, каким должен быть постящийся человек:

  • Старше 18 лет
  • Мусульманином
  • Не душевнобольным
  • Здоровым физически

Есть и те, кому пост противопоказан, и они имеют право не соблюдать его. Это — несовершеннолетние дети, пожилые люди и беременные, а также те женщины, у которых идет менструация, или они переживают время послеродового очищения.

Пост Рамадан имеет несколько традиций

Перечислим наиболее главные:

Сухур

В течение всего Рамадана прием пищи мусульмане проводят рано утром , еще до рассвета. Они верят, что Аллах за такое действие очень сильно вознаградит.

Во время традиционного сухура не стоит переедать , но следует съесть достаточное количество еды. Сухур придает сил на целый день. Он помогает мусульманам оставаться в рассудке и не быть злыми, так как часто голод вызывает злость.

Если верующий не совершит сухур, то его день поста остается в силе, но он не получит некое вознаграждение.

Ифтар

Ифтар — это вечерний прием пищи , который совершается тоже во время поста. Начинать разговление нужно сразу после захода солнца, то есть после последней дневной (или четвертой, предпоследней в эти сутки молитвы). Уже после Ифтар следует Иша — ночная молитва мусульман (последняя из пяти обязательных ежедневных молитв).

Что нельзя есть в пост Рамадан – все правила и запреты

Что кушать во время Сухура:

  • Врачи рекомендуют употреблять утром сложные углеводы – блюда из круп, хлеб из пророщенного зерна, салат из овощей. Сложные углеводы обеспечат организм энергией, притом, что они долго перевариваются.
  • Также подойдут сухофрукты – финики, орехи – миндаль и фрукты – .

Чего нельзя есть во время Сухура

  • Откажитесь от белковой пищи. Она долго переваривается, но загружает печень, которая без перерыва работает во время поста
  • Не стоит употреблять
  • Нельзя употреблять утром жаренную, копченую, жирную пищу. Они вызовут лишнюю нагрузку на печень и почки
  • Откажитесь от употребления рыбы во время Сухура. После нее захочется пить

Что не употреблять вечером после азана

  • Жирную и жареную пищу . Она навредит здоровью – вызовет изжогу, отложиться в лишних килограммах.
  • Исключить из питания продукты быстрого приготовления – различные каши в пакетах или лапша. Ими вы не наедитесь и буквально через час или два захотите вновь провести трапезу. Кроме того, такие продукты вызовут аппетит еще больше, так как содержат соль и другие специи.
  • Нельзя кушать колбасу и сосиски . Лучше их исключить из вашего рациона на время поста Рамадан. Колбасные изделия влияют на почки и печень, утоляют голод лишь на несколько часов, а также способны развить жажду.

Несмотря на запреты и жесткие правила, есть и польза от поста :

  • Отказ от плотских страстей
    Человек должен понять, что он – не раб своего тела. Пост – серьезная причина, чтобы отказаться от интимной близости. Только воздержась от греховного, человек может сохранить свою чистоту души.
  • Самосовершенствование
    Соблюдая пост, верующий внимательнее относится к себе. Он рождает в себе новые черты характера, такие как покорность, терпимость, послушание. Ощущая нищету и обделенность, он становится выносливее, избавляется от страха, все больше начинает верить и познавать то, что ранее было скрыто.
  • Благодарность
    Пройдя через отказ от пищи, мусульманин становится ближе к своему Творцу. Он осознает, что неисчислимые блага, которые посылает Аллах, даны человеку не просто так. Верующий обретает чувство благодарности за посланные дары.
  • Возможность познать милосердие
    Пост напоминает людям о бедных, а также призывает быть милосердными и помочь нуждающимся. Пройдя через это испытание, верующий вспоминает о доброте и человечности, а также о том, что перед Богом все равны.
  • Экономность
    Пост приучает людей быть экономными, ограничивать себя и обуздывать свои желания.
  • Укрепляет здоровье
    Польза физическому состоянию здоровья человека проявляется в том, что пищеварительная система отдыхает. За месяц кишечник очищается полностью от шлаков, токсинов и вредных веществ.

Расписание священного Рамадана до 2020 года — когда начинается и когда заканчивается пост Рамадан?

В 2015 году пост Рамадан начнется 18 июня и закончится 17 июля.

Вот следующие даты священного Рамадана:

2016 год – с 6 июня по 5 июля.
2017 год – с 26 мая по 25 июня.
2018 год – с 17 мая по 16 июня.
2019 год – с 6 мая по 5 июня.
2020 год – с 23 апреля по 22 мая.

Нарушение поста Рамадан – действия, прерывающие мусульманский пост Рамадан, и наказания

Стоит отметить, что правила поста Рамадан действуют только в дневное время суток. Некоторые поступки, совершенные во время поста, считаются запрещенными.

К действиям, прерывающим мусульманский Рамадан, относят:

  • Специальная или преднамеренная трапеза
  • Непроизнесенное намерение о совершении поста
  • Мастурбация или половой акт
  • Курение
  • Самопроизвольная рвота
  • Введение ректальных или вагинальных лекарств

Однако снисходительно относятся к похожим действиям . Несмотря на схожесть, они не нарушают пост .

К ним причисляют :

  • Непреднамеренная трапеза
  • Введение лекарств с помощью уколов
  • Поцелуи
  • Ласки, если они не приводят к семяизвержению
  • Чистка зубов
  • Сдача крови
  • Месячные
  • Непроизвольная рвота
  • Несовершение намазов

Наказания нарушившим пост Рамадан :

Те, кто непреднамеренно нарушил пост по причине болезни, должен в любой другой день провести пропущенный день поста.

За половой акт, совершенный в светлое время суток, верующий обязан отстоять еще 60 дней поста, либо накормить 60 нуждающихся.

Если пропуск поста разрешен шариатом , необходимо совершить покаяние.

Вопрос:
Я живу и учусь в России. Большинство наших учителей – коммунисты, которые не верят в существование Всевышнего Творца. Один из них сказал нам: «Как может Аллах повелевать вам оставлять еду и питье днем, ведь это вредно для здоровья!» Что вы посоветуете нам ответить этому коммунисту, да унизит его Аллах?

Ответ:
Хотя в своей основе пост (сыям) – поклонение, установленное шариатом, и обязанность, возложенная на нас Аллахом, он также является одним из самых полезных лекарств и лучших средств для укрепления здоровья и тела, о чем свидетельствуют не только мусульмане, но и врачи-кафиры.
Пост эффективно помогает в лечении психологических расстройств, укрепляет силу воли постящегося, смягчает его чувства, увеличивает его любовь к благому, отдаляет его от ссор, придирчивости и враждебных наклонностей, дает ему ощущение высоты его души и мыслей. Так происходит укрепление его личности, увеличивается ее терпеливость и выносливость при проблемах и трудностях. Нет сомнения, что это автоматически сказывается на здоровье человека.
Так обстоит дело с одной стороны. С другой стороны, пост вносит вклад в лечение многих болезней тела, как, например, болезни пищевого тракта, гастрит, колит, заболевания печени, плохая усвояемость пищи, ожирение и артериосклероз, высокое давление, астма, ангина и другие заболевания.

Австрийский врач Барцеллос написал, что польза от голодания при лечении превышает во много раз пользу от использования лекарств.Что касается доктора Хелба, то он запрещал своим больным есть по несколько дней, после чего приносил им легкую пищу. В целом, воздержание от еды способствует распаду готовых развалиться тканей во время голода, а после приема пищи происходит восстановление новых тканей. По этой причине некоторые ученые, среди них Пашутин, призывали к голоданию и считали, что пост имеет омолодительный эффект.

Том Бернс из Колумбийской школы журналистики говорит: «Я считаю пост скорее глубоким духовным опытом, чем телесным. Несмотря на то, что я начал воздерживаться от еды с целью избавить свое тело от лишнего веса, я понял, что пост очень полезен для прояснения разума. Он помогает видеть отчетливее, открывать новые мысли, концентрировать чувства. Не прошло и нескольких дней моего поста в доме отдыха, как я почувствовал, что прохожу огромный духовный опыт».

Естественно, пост может быть причиной вреда и дополнительных трудностей для некоторых людей в определенных ситуациях. Их Аллах освободил от поста, как, например, больного и путешественника.
Идеальная польза от поста будет, если следовать адабам сыяма, среди которых: позднее принятие сухура, раннее принятие ифтара, отсутствие расточительства и чрезмерности в еде, в ее качестве, количестве и разнообразии.
Британская энциклопедия говорит: «Большая часть религий сделала пост обязательным. Пост присущ людям даже вне религиозных обрядов. Некоторые люди постятся, как того требует их человеческая натура».

В 20 веке в Америке и Европе возник ряд медицинских книг, которые говорили о медицинской пользе от поста. Среди них были книги «Лечение постом» Шелтона, «Медицинский пост: идеальная пищевая система» Алана Кута, «Пост – эликсир жизни» Энрика Таннера и «Возвращение к здоровой жизни при помощи медицинского поста» Ватценера.

В посте заключается большая польза для многих больных сердечными заболеваниями, потому что 10% количества крови, которую сердце отправляет телу, идет к пищеварительной системе во время процесса переваривания пищи, и это количество снижается во время поста, когда днем нет процесса переваривания. Это значит, что во время поста сердце меньше утруждается, и сердечная мышца больше отдыхает

Также пост помогает при лечении кожных заболеваний, и причина этого в том, что при посте снижается уровень воды в крови, таким образом, этот уровень снижается и в коже, что способствует:

— Увеличению сопротивляемости кожи микробам и бактериальным инфекционным заболеваниям.
— Смягчению симптомов кожных болезней, которые распространяются на большие участки тела, как, например, псориаз.
— Облегчению аллергических болезней и кожных проблем.
— С постом уменьшается выделение кишками ядов и снижается уровень брожения, которое может вызывать угри или прыщи

.
Это лишь некоторая часть пользы поста для здоровья, и зная ее, можно понять, что слова, которые говорит этот коммунист-атеист, не имеют основания.

Одним из пяти столпов Ислама является пост в священный месяц Рамадан. Мусульмане всего мира стараются в эти благословенные дни больше совершать добрые дела, проявлять милосердие к окружающим, усугублять свою молитву.

С внешней же стороны мусульмане следуют четким предписаниям Священного Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (2, 183-187).

Между тем, сегодня мусульманам нередко приходится слышать насмешки в сторону их религии из-за формы поста, принятого в ней. «Что у вас за пост такой? Почему вы не едите днем, зато ночью предаетесь страстям? Что, Аллах ночью не видит? Разве это воздержание?».

Конечно же, никто не обязывает мусульман отвечать на подобные кощунственные выпады. В 109-й суре Корана в этой связи говорится: «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!». Понятно, что такого рода споры ни к чему хорошему не приведут. А вот разъяснить, по крайней мере, почему пост в Исламе соблюдается именно таким образом, я думаю, будет уместно.

Одними из ключевых слов в вышеприведенных аятах можно назвать следующие: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь». Исходя из этих слов, можно предположить, что пост мусульман ничем не должен отличаться от аналогичного поклонения христиан и иудеев.


И в действительности, если мы внимательно проанализируем как иудейские, так и христианские источники, то увидим, что изначально пост являлся полным воздержанием от пищи, питья (и некоторых других вещей) в светлое время суток до наступления темноты. Именно полное воздержание, а не исключение из своего рациона определенных видов пищи животного происхождения.

Вот как описывается пост в Иудаизме: «В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле, что напоминает ритуалы траура… Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные – в течение суток… Пост рассматривался как акт раскаяния, ритуальное выражение сожаления, подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. Иногда целью этого ритуала была подготовка к общению с Богом… Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился 40 дней…» (Еврейская газета, июль 2006, №7(47) «Пост в иудаизме»).

Изначально у иудеев не существовало фиксированных дней поста, каждый сам назначал себе пост, либо его назначали старейшины для своего народа. Исключением был лишь пост в день, когда весь народ просил у Бога прощения за грехи и отпускал в пустыню козла (см. Книгу Левит, 16). Этот праздник называется Йом-Кипур. И уже после вавилонского плена появляются дни поста, установленные в память о трагических событиях в истории еврейского народа.

В Христианство посты перешли из религии Ветхого Завета. Большую часть жизни провел в посте пророк Яхья (у христиан Иоанн Креститель); Иисус, перед тем как выйти на общественное служение с пророческой миссией, также ушел в пустыню и «там сорок дней он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни…» (Евангелие от Луки: 4, 2).

В первое время формирования Христианства был известен лишь Великий Пост, уже позже появились Рождественский, Успенский и пост в честь апостолов Петра и Павла. Известны также и однодневные посты, связанные с определенными днями недели и важными событиями в истории Христианства.

Сами христиане заявляют, что Великий пост берет начало от того сорокадневного поста Иисуса в пустыне. Естественно, по человеческой немощи христианам не предписывается полное воздержание от еды и пищи в течение всех сорока дней поста, а лишь в первые два. В остальное же время христиане, следуя своему уставу о посте, должны воздерживаться от пищи и питья в дневное время. И лишь после наступления темноты им разрешается употребление пищи.

К сожалению, сегодня большинство христиан не знают своих же предписаний о посте. Изначально не было разграничений на постную и скоромную пищу: «В древние времена христиане, и даже монахи, вкушали любую пищу в любое время года… Словом же «пост» древние христиане называли период времени, когда они вообще ничего не ели и особо усердно молились. Если в древних уставах о посте говорится: «Постимся до вечера», - это означает «до захода солнца ничего не едим и усердно молимся» («Сретение». Православное приложение к газете «Карелия» N 22 (62) декабрь ´99, «Как поститься в рождественский пост»).

Действительно, если мы откроем книгу «Типикон», т.е. устав, то там, в разделе о постах ясно сказано, что христиане во время поста не едят и не пьют никакую пищу, до совершения вечерни. После этого они уже имеют право употреблять немного пищи, необходимой для поддержания сил в человеке.

Но именно после вечерни, т.е. службы, которая совершается вечером и заканчивается после того, как сядет солнце. В Великий пост вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных даров, которая так же совершается вечером.

Уже позже христиане перенесли совершение вечерни на утро, а совершение утрени на вечер. Исходя из этого, они по окончании вечерни, совершенной утром (около 10 часов утра), уже могут есть пищу.

Конечно, это внутреннее дело христиан - менять древнейшие установления о посте. Но факт остается фактом – издревле люди, верующие в Единого Бога и соблюдающие Его установления, понимали под постом полное воздержание от пищи и воды в светлое время суток.

Почему именно пост заканчивается вечером и наступает утром? На этот вопрос, скорее всего, никто не даст ответа, кроме Самого Аллаха. Такова Его воля.

Конечно же, во всех трех монотеистических религиях основным смыслом поста является не телесное воздержание, а совершенствование в молитве и добрых поступках. Еще пророк Исаия в Торе изрек такие слова от Всевышнего: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». (Ис. 58, 6-7).

Именно выполнение дел милосердия, повышенное внимание к духовной жизни отличает истинно постящегося человека от лицемерно выполняющего пищевые предписания, неважно, является ли он иудеем, мусульманином или христианином. И поэтому нынешний Рамадан для каждого из нас, верующих в Аллаха, должен послужить еще одной возможностью стать отзывчивее к проблемам ближних и показать всему миру, что Ислам действительно является той единственной религией истины, которая несет в мир не разрушение, а мир и покорность воле Всевышнего.

Патология исламофобии
Ответ Владислава Сохина
Юрию Максимову

За последний месяц мало кто не дал свою оценку тому факту, почему я, бывший православный священник, по собственному желанию попросил православную церковь более не считать меня ни священнослужителем, ни христианином и принял Ислам. Конечно, для России такой случай пока необычный, но он отнюдь не второй, как пытаются сегодня представить многие СМИ. Кроме Али Вячеслава Полосина и меня, Ислам приняли еще трое служителей Русской Православной Церкви, а также большое количество христиан.

Но для мусульман не важна статистика, мы не бывшие комсомольские функционеры, которые сегодня от имени Христианства пытаются устроить этакое «соцсоревнование»: кто в какую церковь больше неофитов приведет. Ислам – не какая-то церковь и не секта, а мировая истинная религия, и для Ислама важно не количество, а качество.

Суеверы, как и лицемеры, нам не нужны. Не мы оказываем Богу милость тем, что принимаем Ислам, а Бог оказывает милость тем, что принимает нас в Ислам.

Поэтому умме дороги те люди, которые сами ищут истину, сами обретают знания. Мы не уподобляемся тем христианским горе-миссионерам, которые веками насильно обращали и сейчас обращают людей в Христианство, суля им какие-то материальные блага, или поскорее крестят тысячи людей, которые не знают даже Символа веры, молитвы «Отче наш» и никогда не читали Нового Завета.

Поэтому и злоба к тем, кто добровольно и осознанно, опираясь на багаж знаний, выбирает Ислам, со стороны некоторых функционеров религиозных учреждений особая. Поэтому и не скупятся профессиональные сочинители пасквилей копаться в грязном белье, приводя немыслимые доводы о том, почему человек по доброй воле перестал себя ассоциировать с «религией большинства». Целые «исследования» на тему «исподнего» пишут.

Не удержался от искушения покопаться в грязном белье и преподаватель Московской Духовной академии Юрий Максимов. На типично миссионерском сайте, где призыв в пользу своей религии является каплей в море грязных оскорблений религий своих соотечественников-иноверцев, он разместил статью «Анатомия измены». В ней, по его словам, он «с Божьей помощью» дал «исчерпывающие ответы» и опровергнул «все претензии и вопросы христианству», опубликованные мной ранее. Как-то вспомнились слова евангельского Иисуса Христа (мир ему): «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14: 11).

Но на самом ли деле он ответил на все вопросы «бывшего священника», а вместе с ним и многих мусульман? Или еще больше погряз в присущей ему ненависти к Исламу, к Иудаизму и к другим религиям, чтобы услышать вожделенный звон монет, летящих в его ковчежец?

Максимов упрекнул меня в том, что я по семейным обстоятельствам получил часть духовного образования заочно. Но для того оно и создано и благословлено церковью. Получается, что Максимов, вместо того, чтобы быть «послушной и смиренной овцой» в «стаде Христовом», восстает против священноначалия, отвергает его установления. И гордыня Максимова этим отнюдь не ограничивается.

Одним из первых аргументов против меня он приводит мою молодость и быстрое продвижение по церковной лестнице. Максимов в своем отстаивании порочности раннего посвящения в сан священника, не заметив, шагнул слишком далеко – он даже забыл о том, что и нынешний патриарх Алексий II, вопреки правилам церковных соборов, стал священником в 21 год!

А если иметь в виду его обвинение в адрес Али Вячеслава Полосина, что тот нарушил церковные каноны, став в 1990 народным депутатом России, то, думаю, он последовал примерам покойного патриарха Пимена и нынешнего патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, ставших народными депутатами СССР в 1989 году (Алексий II тогда был митрополитом, через год стал патриархом, после чего был депутатом еще полтора года).

Пост предписан во всех религиях. Положение поста и некоторые из его уровней.

В борьбе с лишним весом большинство из нас испытало на себе ту или иную форму воздержания от еды. Изобилие диет на сегодняшний день позволяет выбрать ту, что по душе: без сахара, водные, фруктовые.… А вот полный отказ от еды от рассвета до заката в течении всего месяца может вызвать удивление и недоумение. Тем более, когда постятся целые народы: молодые и пожилые, бедные и богатые, взрослые и дети. В чем же еще, кроме укороченного рабочего дня, прелесть Рамадана ? Не слишком ли суров такой пост? Может быть, в Рамадан мусульмане едва прикасаются к работе, только постятся и спят в течение дня? А ночами не спят и пируют? В чем же суть этого месяца?

Пост предписан в каждой религии

В русском языке пост означает добровольное воздержание от какого-то определенного вида пищи, или пищи в целом, соблюдаемое верующими. Пост практикуется практически во всех религиях мира. Например, в индуизме. «Упавааса» – пост благочестивых индуистов по особым случаям, в знак почитания личных богов и покаяния. Такой традиции придерживаются большинство набожных индусов. В дни поста они либо ничего не едят, либо обходятся фруктами, простой легкой пищей… Иудеи постятся в Йом-Кипур (День Искупления, отмечаемый в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния ). В этот день запрещено есть, пить, мыться, носить кожаную одежду и обувь, вступать в половую близость. К тому же, запрет на работу, как в Шабат, распространяется и на Йом-Кипур. И Моисей (мир ему), согласно Торе, тоже соблюдал пост:

«И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Исход 34:28)

Католики постятся в Великий пост как символ сорокадневного поста Иисуса (мир ему). В четвертом столетии недельный пост предшествовал Пасхе или Страстной неделе. А уже в седьмом веке данный пост был продлен до сорока дней. Новый Завет упоминает о посте Иисуса (мир ему):

«…и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (от Матфея 4:2; от Луки 4:3)

Именно это имеет в виду Господь, когда говорит в Коране:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (Коран 2:283)

Одно из лучших праведных дел

Тогда как в большинстве религий пост соблюдается как очищение от грехов, в Исламе этот вид поклонения преследует иную цель – приближение к Богу. Признание Господа предшествует праведности, а потому, соблюдение поста имеет огромное значение в Исламе. Когда пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, спросили:

«Какое дело лучшее?» Он ответил: «Пост, ибо ничто не сравнится с ним» (Аль-Насаи)

Пост в Исламе имеет много уровней. Даже выполняя одно и то же, мусульмане постятся по-разному. Говоря иначе, соблюдают пост на разных уровнях. Ниже мы обсудим некоторые из основных уровней.

Разные стороны поста

Обрядовый уровень

Находящийся на этом уровне человек соблюдает все правила поста: воздерживается от еды, питья и половой близости в течение 29-30 дней ежегодно. Человек на этом уровне не различает духовной стороны поста. Это самый низкий уровень, который должен обязательно присутствовать, чтобы пост считался правильным с исламской точки зрения. Безусловно, существует на этом уровне и духовное преимущество – за следование предписанию Бога. Однако не стоит довольствоваться только этим. Ведь пост – гораздо больше, чем простое соблюдение традиций. И обрядовый уровень не может служить очищением души от грехов.

«Физический» уровень

На этом уровне человек еще и стремится получить физическую выгоду от поста, т.е. избавиться от лишнего веса, улучшить самочувствие. Естественно, что он не злоупотребляет едой. Муки голода и жажды заставляют человека задуматься о посте, каким он должен быть по Сунне. До рассвета пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, принимал лишь легкую пищу, а прерывал пост умеренным количеством еды. Он старательно избегал переедания. Как пришло в хадисе:

«Никогда не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть — для питья, а ещё треть — для лёгкости дыхания» (Ибн Маджа).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно разговлялся несколькими свежими или сушеными финиками и стаканом воды прямо перед началом молитвы. На данном уровне голод и жажда во время поста порождают чувство сострадания к голодающим и умирающим от жажды и голода в других уголках мира.

Лечебное свойство поста

На физическом уровне пост воздействует на нейротрансмиттер – химический передатчик импульсов между нервными клетками, и способствует выбросу эндорфина – «гормона счастья». Это походит на эффект от физических упражнений. Врачи также подтвердили благоприятное воздействие поста на здоровье. К примеру, во время поста тело человека расходует накопленный холестерин, что снижает риск инфаркта. Разница между обрядовым уровнем 1 и физическим уровнем 2 заключается в том, что постящийся 1 может съесть очень много на сухур (пища, принимаемая до восхода солнца для поддержания сил в течении дня) и ифтар (разговение), и не чувствовать голода и жажды весь месяц Рамадан . Но пост на уровне 2 тоже не может считаться полноценным. Без духовной стороны, пост может превратиться в простое истощение организма. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

«Человек может не получить от поста ничего, кроме голода и жажды» (Ибн Маджа).

Уровни поста: либидный, эмоциональный, психологический и духовный.

Либидный уровень

На этом уровне человек учится совладать с сексуальным инстинктом и возбуждением. Сегодня, когда СМИ использует сексуальные желания человека как возможность раскрутить и продать определенную продукцию, умение контролировать себя особо важно. Пост способствует не только физическому, но и психическому снижению возбуждения, поскольку постящийся вынужден сторониться всего, что может вызвать сексуальное желание. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

« Молодежь! Пусть те из вас, кто может жениться, непременно сделают это! Потому что это убережет взор от греха и поможет остаться благочестивым. Кто же не в состоянии сделать этого, пусть постится. Так как это поможет ему преобладать над своим искушением » (Сахих Аль-Бухари)

Способному сдерживать себя от разрешенной интимной близости во время поста не сложно будет удержатся от запрещенных сексуальных связей вне поста.

Эмоциональный уровень

Здесь человек учится держать взаперти отрицательные эмоции, томящиеся в голове и сердце. Как известно, одним из самых разрушительный чувств является гнев. Пост помогает справиться и с ним. Как говорится в хадисе:

«Когда кто-то из вас постится, пусть сторонится неподобающих дел и бесполезных разговоров. А если кто-то станет обижать его или спорить с ним, пусть скажет: «Я пощусь» (Сахих Аль-Бухари)

Так, на этом уровне постящийся должен воздерживаться от всяческих негативных эмоций: бессмысленных разговоров и жарких споров. Даже если постящийся убежден в своей правоте, оставив спор, он только выиграет. Во время поста легко укротить даже ревность и зависть, так как все выполняют одинаковое предписание и никто не может чем-либо выделиться.

Психологический уровень

Психологический уровень помогает справиться со скупостью и жадностью. Посланник Аллаха сообщил:

«Аллаху не нужны ни голод, ни жажда человека, который не удерживает себя от лжи даже во время поста» (Сахих Аль-Бухари)

В наш век, когда, казалось бы, все в мире призвано удовлетворять любые потребности и пожелания человека и, причем, немедленно, способность повременить с получением удовольствия или вознаграждения – поистине, великая вещь. Ведь здесь требуется проявление терпения. Пост – прекрасная возможность научится терпению.

По мнению психологов иногда полезно абстрагироваться от материальных благ мира сего. Естественно, нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться жизнью полной достатка, просто мирское не должно становиться основным в нашем существовании. А пост как раз помогает избавиться от подобных пристрастий. Еда, например, – это удовольствие для многих. Для таких людей воздержание от нее если не подвиг, то очень большой плюс, а значит – чувство довольства собственной выдержкой.

Духовный уровень

Самый высокий и наиболее важный уровень. Уровень, где человек чувствует связь с Богом. Чтобы подняться на него, необходимо обновлять свое намерение перед каждым днем поста. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом:

«Если до наступления рассвета человек не вознамерился поститься, то его пост не зачтется» (Абу Дауд)

Мы обновляем намерение ежедневно, а значит, каждый день заново настраиваемся соблюдать пост. Так, соблюдение поста не ограничивается лишь внешним воздержанием от еды, а превращается в нечто духовное. Именно на этом уровне пост очищает души людей. Хадис:

«Кто постится в Рамадан искренне и стремится получить награду от Бога, тому будут прощены прежние грехи»

«Между одним и другим Рамаданом – искупление за грехи »

Искренний пост сближает с Господом. За него уготована особая награда. Посланник Аллаха сообщил о вратах в Раю под названием Райан, через которые пройдут постящиеся:

«В Рамадан врата Рая открыты» (Сахих Аль-Бухари)

Пост изначально бывает лишь между человеком и Богом, потому что никто не может знать наверняка, что он постится. Пророк Мухаммад передал слова Господа об этом:

«Каждый поступок сынов Адама для них самих, кроме поста. Пост лишь для Меня, и только Я вознагражу его за это» (Сахих Муслим)

Духовный уровень, соединившись с остальными, меняет человека изнутри: возрождает его духовность и преображает его сущность. Такова великая награда за искренность убеждений и ношения Бога у себя в сердце.

В первый день нового месяца, после появления новой луны, мусульмане отмечают Ид аль-Фитр. Ранним утром они совершают полное омовение, надевают лучшую одежду и спешат на общую молитву. Затем навещают родных и близких. Также в этот день принято подавать милостыню нуждающимся – Закят аль-Фитр (определенное количество самой распространенной в местности еды).

Мусульмане постятся не только в Рамадан . Шесть дней месяца Шауаль , каждый понедельник и четверг, девятое и десятое или десятое и одиннадцатое число месяца Мухаррам — это дни, в которые также желательно соблюдать пост. Пост в десятый день Мухаррама разделяют мусульмане (Ашура) и иудеи (Йом Кипур). Чтобы отличаться от Людей Писания, Господь повелел мусульманам поститься два дня подряд (а не только этот день).

Тогда как пост сам по себе считается одним из лучших способов поклонения в Исламе, непрерывное соблюдение поста возбраняется так же, как и монашество, обряд безбрачия или какая-либо другая форма полного отречения от мира. Соблюдение поста в дни двух праздников – Ид аль-Фитр, Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения) – строго запрещено.

 

Возможно, будет полезно почитать: