Храм в честь рождества пресвятой богородицы. О приходе

Т еперь, когда в церковной ограде из-под сени живописных сосен выступают на берег рукотворного озерка наши два таких разных и таких родных храма, трудно представить, что всего десять лет тому назад на этом месте ничего не было. Только заболоченная опушка на краю леса. Десять лет… Это и много, и мало. Иногда кажется, что прошла целая жизнь – такие мы тогда были другие. Хочется оглянуться назад и вспомнить. И рассказать тем, кто пришел позже, как все начиналось.

Почти двенадцать лет назад, в декабре 1993 года иерей Сергий Федосеев, наш будущий настоятель, получил благословение Высокопреосвященнейшего архиепископа Тихона на строительство. Учредительное собрание во главе с благочинным протоиереем Павлом Патриным и иереем Сергием состоялось в музыкальной школе № 15 второго февраля 1994 года. Первых прихожан собралось около 30 человек. До октября 1994 года шло томительное оформление документов на землю. И вот наконец, благодаря мэру города Новосибирска В.А. Толоконскому, земля была выделена, и документы подписаны.

Невозможно представить более удачного места для наших храмов. Так получилось, что, находясь на территории огромного района («Щ» и «Д»), где проживает около 50 тысяч человек, храмы отделены от житейской суеты настоящим живым лесом. В ноябре огородили территорию и поставили строительный вагончик. И тогда же благотворители (ЗАО «УЭС Сибакадемстрой» – директор С.С. Дрозд) подвели электричество.

Пока не было своего помещения, службы проходили в детском клубе по ул. Демакова, 18. Пасху 1994 года служили в ПУ-55. Из трехсот человек, около двухсот причащались. Потом стали служить в строительном вагончике, молебны проходили на улице.

И вот 15 января 1995 года в день памяти прп. Серафима Саровского Высокопреосвященнейший архиепископ Тихон освятил крест, землю и закладной камень в основание храма. В январе-феврале (за 20 дней) построили временное помещение и стали служить литургии. Престол освящал благочинный протоиерей Павел Патрин.

В конце февраля, при содействии ныне покойного Станислава Александровича Петухова (ООО «СМУ-2 Сибакадемстрой»), невзирая на страшные морозы, начали копать котлован. В марте уже были заложены первые блоки фундамента, благо пожертвованные блоки и кирпичи стройными рядами стояли наготове. 9-й кирпичный завод дал 18 тысяч шт. кирпича (люди специально оставались на дополнительную смену), в процессе строительства жертвовали еще. ООО «Стройкерамика» тоже пожертвовало 30 тысяч шт. кирпича, а «Кузбасссоцбанк» оплатил бревна для храма. Первая наша машина – грузовик ГАЗ-53 – вывезла все материалы. За одиннадцать месяцев храм был построен, и 6 января 1996 года благочинный протоиерей Павел Патрин освятил престол, а 7 января, на Рождество Христово, состоялась первая служба в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Каменный храм закладывали на праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1996 году. В январе 1997 года ООО «СМУ-2 Сибакадемстрой» (Петухов С.А.) благотворительно построило нулевой цикл. Числа 10 мая начали класть стены. СП ОАО «Сибакадемстрой» давало бесплатно раствор и двух каменщиков. Остальные рабочие были наши прихожане. Нашелся и замечательный бригадир – Владимир Петрович Богдан. Наш, верующий человек, навел порядок на стройке, отлично управлялся с рабочими. Сварочные работы делал Гусельников Геннадий Яковлевич, в том числе и самые сложные, можно сказать, виртуозные работы по сварке купола.

Над проектом каменного храма работал архитектор Иванов Владимир Алексеевич. А проект деревянного делал архитектор Кульба Сергей Николаевич – ныне покойный. Оба наши благотворители. За долгие годы безбожия опыт строительства храмов был утрачен, и всему приходилось учиться заново, все изобретать по ходу дела. Сами вручную на самодельных станках вытачивали из кирпичей фигурные элементы отделки. Сами доводили до оптимального решения конструкцию купола, и способ бетонирования купола тоже изобретали сами, найдя совершенно уникальное и остроумное решение с сеткой «рабица». Все было впервые, все уникально. Тем, кто строил и строит храмы после нас было проще: они могли приехать и приезжают до сих пор к нам за опытом. 5 ноября 2001 года в Троицком храме разобрали леса. А освящение храма Высокопреосвященнейшим архиепископом Тихоном и первая служба состоялись на праздник свт. Николая Чудотворца 19 декабря того же года.

Хотелось бы вспомнить поименно хотя бы основных благотворителей:

1. Толоконский Виктор Александрович – мэр города Новосибирска - принято решение об отводе земельного участка и профинансировано строительство храма на сумму 50 тыс. руб.

2. Горб Григорий Алексеевич – директор ООО «Стройкерамика» - предоставлено более 400 тысяч штук кирпича.

3. Петухов Станислав Александрович (ныне покойный), после него Лебедев Игорь Ярославович – ООО «СМУ-2 Сибакадемстрой» - выполнен нулевой цикл, предоставлен в полном объеме бетон и раствор.

4. Алексеев Андрей Алексеевич – ген. директор ООО «Новосибирские инженерные сети» - выполнена система отопления.

5. Малашенко Виктор Викторович – ООО «Слава–Т» (Строительная компания) - нашли нас сами, поставили все плиты перекрытий, кладочную сетку, фундаментные блоки.

6. Медведко Виктор Степанович – ген. директор ООО «Электровакуумный завод». Собрал более 100 тысяч руб. на котел и штукатурные работы, поставил сантехнику.

7. Иванов Владимир Алексеевич – архитектор. Автор проекта каменного храма. Будучи на выставке в Германии, обнаружил на стенде лучших храмов России наш Троицкий храм и Александро-Невский (Новосибирский).

8. Гусельников Геннадий Яковлевич – выполнение всех сварочных работ.

9. Богдан Владимир Петрович – бригадир. Качество кладки.

10. Федоров Валдис Мелентьевич – ген. директор ООО «СМУ Сибакадемстрой» - отделочные и штукатурные работы.

Невозможно перечислить всех жертвователей и благотворителей, но Господь знает всех, а от нас им низкий поклон и великая благодарность.

В продолжение разговора о благоустроении храмов нужно непременно сказать о наших колоколах, которые достались нам тоже чудесным образом. Новосибирский оловозавод выделил олово, в обмен на которое знаменитый Московский завод имени Лихачева отлил 5 колоколов для нашего прихода. Весной 1995 года колокольный звон впервые зазвучал над районом. Уникальное качество колоколов подтверждается тем, что в конкурсе на звание лучшего претендента для отливки колоколов на храм Христа Спасителя в Москве Завод имеми Лихачева занял первое место.

Благоустройство храмов продолжается, а приходская жизнь идет своим чередом. Подрастают дети, и от того, какими мы их вырастим, зависит наше будущее. В 1995 году в приходе появилась воскресная школа для детей, а в августе 1999 по благословению епископа Сергия (управлявшего в то время Новосибирской епархией) был открыт первый класс от православной гимназии св. равноапп. Кирилла и Мефодия. Образовалось четыре класса гимназии, в которых учится 27 детей. Вслед за детской воскресной школой начала свою работу школа для взрослых. Прихожане активно учились: шестнадцать из них поступило в Свято-Макарьевский православный богословский институт, и один зачислен в Томскую духовную семинарию.

Активным спросом пользуется литература в нашей библиотеке, открытой в 1996 году и насчитывающей более двух тысяч книг. Кроме литературы в библиотеке есть собрание аудио- и видеокассет. Собрана большая электронная библиотека: лекции преподавателей МДА и МДС, ТДС, богословская литература, православные и учебные фильмы, церковные песнопения и классическая музыка и т.д. Подключен INTERNET, сайт прихода размещен в локальной сети Academ.org, регулярно отслеживается информация на православных сайтах.

Библиотека, как и гимназия, находится в благоустроенном подвальном этаже каменного храма. В помещении библиотеки открыт видеозал, в котором для просмотра фильмов есть проектор, а для проведения занятий в гимназии и воскресной школе установлены четыре компьютера. С их помощью организована перезапись фильмов, компьютерных дисков для распространения через иконную лавку.

Врачи, из числа наших прихожан, с 1998 года ведут регулярный прием больных. Принимают терапевт, иммунолог, педиатр, психиатр.

В настоящее время в штате прихода четыре священника и диакон: настоятель протоиерей Сергий Федосеев, иерей Вячеслав Скареднов, иерей Олег Васильев, иерей Михаил Осипов, диакон Максим Холькин. Их силами обеспечены службы, которые совершаются ежедневно. Храм открыт с 9.00 до 18.00 час., а в те дни, когда в храме совершается литургия, с 8.00 до20.00 час. Ежедневно с 10.00 до 16.00 час. в храме дежурит священник. По четвергам священники храма служат в часовне св. Николая Чудотворца в Центральной районе города Новосибирска.

В планах прихода – строительство здания православной гимназии на 200 учащихся, административного здания, надкладезной часовни, церковного магазина и хозяйственных помещений, благоустройство территории.

Рассказ о трагической судьбе и трудном возрождении одного из крупнейших московских соборов.

Первый известный деревянный храм на этом месте построил в своих владениях боярин Никита Романов, последний представитель нецарственной ветви Романовых. Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в деревне Бутырки на Дмитровском тракте, после чего и село стало называться Рождественским. В 1646 году село отошло к казне, а в 1682 году в него водворили солдат 2-го Московского выборного полка солдатского строя. Это был старейший из регулярных полков в России, сформированный в 1642 году по указу царя Михаила Фёдоровича. По названию слободы полк получил имя Бутырского.

„В Бутырском полку число офицеров простиралось до 43, а нижних чинов до 1200. Солдаты поселились в Бутырской слободе в устроенных от казны дворах, и им было предоставлено право на отведённой земле разводить огороды, заниматься различными промыслами, держать лавки и другие торговые заведения, не платя торговых пошлин. Они получали, сверх того, жалованье и провиант из казны, но были обязаны служить, обучаться немецкому строю и стрельбе из мушкетов, держать городские караулы вместе со стрельцами и участвовать в торжественных встречах и церемониях.” - так написано о расквартированном полке у И. К. Кондратьева в «Седой старине Москвы» .

Полк просуществовал под различными названиями вплоть до 1918 года, последнее время нося имя «Царя Михаила Феодоровича 13-й лейб-гренадерский Эриванский Его Величества полк».

1. В 1682-84 годах в слободе строится большой соборный храм в честь окончания тяжёлой войны с Османской империей и Крымским ханством. Как и предшествующий деревянный, новый храм освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Внутри разместилось полковое знамя 1680-х годов, трофейные знамёна шведов, турок, персов.

2. К двустолпному пятиглавому храму в стиле барокко с запада была пристроена широкая пятистолпная трапезная, вмещавшая 2 тысячи человек. На красной линии Дмитровской дороги высилась отдельно стоящая шатровая колокольня с проездными воротами. На втором ярусе колокольни разместили икону Спасителя (точную копию иконы со Спасской башни). По бокам от колокольни при храме были построены одноэтажные богадельни, справа мужская, слева женская.

3. Территория храма простиралась на целый квартал городской застройки. Рядом находилось Миссионерское Алтайское и Сибирское подворье. При подворье существовал магазин изделий сибирских монастырей, странноприимный дом, богадельня, музей, церковь Святой Троицы, приходская школа. Изящное двухэтажное здание снесли в 1970-е годы. За ним видны корпуса богаделен по правую и левую руку от колокольни, а в самой левой части снимка - деревянный дом священника.

4. По декрету 1918 года весь комплекс был признан выдающимся произведением русской культуры, охраняемый государством и не подлежащий уничтожению. Богослужения в храме продолжались до 1920 года. Рассматривался вопрос о признании его кафедральным вместо Елоховского. Здесь могли бы интронизировать Патриархов Московских нового времени. Не случилось.

5. В 1935 году храм со всеми постройками передали заводу № 132 Глававиапрома, а в 1942 году здесь обосновался Московский машиностроительный завод «Знамя». Храм приспособили под цех, сломали главы, разбили внутреннее пространство на этажи, во внешних стенах прорубили новые окна и двери, а старые, наоборот, заложили. К храму осуществили обширную пристройку, а колокольню лишили шатрового завершения, обрубив её до второго яруса. В 1970 году сломали трапезную, и на её месте, между храмом и колокольней, построили высокий заводской корпус. Основной объём храма получил новый адрес, по Новодмитровской улице, проходящей позади завода. В результате статус памятника архитектуры остался только у остатков колокольни, сохранившей адрес по Дмитровскому шоссе. Только это и спасло её от окончательно уничтожения, но о ней речь пойдёт в конце.

6. Таким храм дошёл до наших дней. При акционировании завода умудрились приватизировать и цех-храм, и только в 2000 году здание передали к верующим.

7. За все годы советской власти храм ни разу не ремонтировался. Штукатурка со стен полностью осыпалась, обнажив фигурную кирпичную кладку. Видимые на снимке окна были прорублены в 1930-е годы. Над средним окном виден киот, в котором помещалась икона.

8. В 2006 году православная община привела в порядок несколько комнат внутри храма, после восьмидесятилетнего перерыва возобновились богослужения, началась реставрация здания.

9. Окна выступающих алтарных апсид были украшены замысловатой рамкой. Сейчас вместо этого окна прорублена дверь - главный вход в храм.

10. Сразу за дверью лестница наверх, поражающая своим видом.

11. Тут и там со стен глядят очищенные от побелки лики святых.

12. Многие фрески были разрушены при строительстве лестницы и перекрытий. От некоторых образов сохранились лишь фрагменты.

13. Восстановленный лик Святого Лаврентия Римского, архидиакона христианской общины Рима в III веке.

14. Фреска почти не пострадала: лестницей была обрублена лишь часть левой стопы святого. Образ был нарисован на столпе - одной из опор сводчатого потолка. Справа за фреской видна поздняя деревянная перегородка.

15. С другой стороны колонны до сих пор располагается грузовой лифт. С другой стороны к нему прилегает помещение, где ведутся службы, и трапезная.

16. Благодаря гостеприимству служителей храма, мне удалось совершить экскурсию по помещениям бывшего цеха.

17. В обширной пристройке к храму располагался литейный цех.

18. Уходя отсюда, завод забрал на металлолом огромные котлы, оставив только груды силикатного кирпича.

19.

20.

21.

22.

23. Сквозь полутораметровые стены собора были пробиты проходы, соединяющие пристройку с храмом. Сейчас здесь всё завалено хламом.

24. Но стоит лишь поднять глаза, и видишь очищенные от побелки старинные фрески.

25. Когда стены во время литья горячего металла разогревались, лики проступали сквозь побелку, а при остывании постепенно пропадали. Фантастическое, страшное зрелище...

26. Вместе со служителем выбираемся на крышу пристройки.

27. В стене храма видны пробитые окна, а под сохранившейся нишей для иконы сохранились остатки окантовки окна.

28. На крыше установлена мощная вентиляция литейного цеха.

29. Место одной из глав храма заняла вытяжка.

30. Вид на храм с того же ракурса в 1925 году. На переднем плане видна трапезная.

31. Так красиво был оформлен вид в трапезную.

32. Сейчас на месте трапезной торчит этот огрызок цеха.

33. На третьем этаже находился цех гальванопластики. Когда-то это место было на большой высоте, под самыми сводами храма.

34. Все росписи были закрыты многочисленными слоями краски, которая теперь снимается реставраторами.

35. В толстых стенах были прорублены окна.

36. В центре фрески сохранились довольно хорошо, но в дальней части, где стояли котлы с электролитом, краска со стен была стравлена окончательно, до голой кладки.

37. Но в основном фрески сохранились, что не может не радовать.

38. Работа движется, и есть все основания считать, что через некоторое время мы сможем лицезреть храм в первозданном виде.

39. А пока можно показать фотографии сохранившихся фресок.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47. А что же колокольня? Вплоть до конца 1960-х годов она стояла в окружении бывших богаделен.

48. Но в 1970-е годы заводу потребовалось для расширения возвести новые корпуса, и всё пошло под снос. Сохранились лишь первые ярусы колокольни, долгое время бывшие достопримечательностью округи. Внутри была дворницкая, хранились мётлы, лопаты и другой инструмент.

49. Колокольня была возвращена верующим в 1998 году, и в ней успели освятить отдельную церковь, в честь благоверного князя Дмитрия Донского.Такой, всю в лесах, я застал колокольню в мае 2012 года.

50. Полным ходом шло её восстановление. Строительный материал окупался за счёт именных кирпичей.

51. К декабрю колокольня была приведена в первозданное состояние. Хотя это уже не только колокольня, а уникальный для Москвы храм.

Фото 51 и 52 взяты с сайта храма.

52. На колокольню были подняты новые купола. Следует обратить внимание, что на большом колоколе - изображение императора Александра I.

Территория бывшего завода «Знамя» теперь превратилась в бизнес-центр «Стрелецкая слобода». На своём сайте они пишут, что «здесь органично соседствует прошлое и настоящее, а реставрация храма во внутреннем дворе (какая наглость!) идёт полным ходом. Работы планируется закончить в ближайшие несколько лет, чтобы вернуть храму вид, какой он имел в 1682-1684 годах». Они забыли упомянуть, что для придания собору первозданного вида потребуется к чёртовой матери снести всю их «Стрелецкую слободу». Но временщики из «АЕОН-Девелопмент» не имеют другого «бога», кроме денег.
Паршивые корпуса завода, разрубившие пополам памятник русской истории, должны быть уничтожены!

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя вмч. Георгия Победоносца в Ендове в городе Москва , Московское подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря .

Первый храм на этом месте построен до года архиепископом Арсением Элассонским . Возле храма царь Иоанн Грозный построил первый "царев кабак" для опричников. "Яндова", "ендова" - это медный сосуд для пива, браги, мёда. Другая версия происхождения названия Ендова - "ложбина", "впадина".

Ныне же существующий храм построен в слободе, заселённой садовниками, в году, возможно, с использованием частей стен предшествующего кирпичного храма, стоявшего на этом месте с конца XVI века.

Первое богослужение в храме состоялось 7 января года, в праздник Рождества Христова .

По воскресным дням в храме начали совершать заказные молебны и панихиды. С первых дней установлена была существующая издревле в Соловецком монастыре традиция служить по средам вечером молебен с Акафистом преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким чудотворцам.

В Великий пост года в храме совершались все службы, за исключением Божественной Литургии . В Великий Четверг , по благословению святейшего патриарха Алексия II, настоятель храма игумен Мефодий (Морозов) совершил малое освящение Престола в честь Рождества Богородицы и первую Божественную Литургию. В ноябре того же года были начаты реставрационные работы.

До января года богослужения совершались в главной части храма. В Неделю о мытаре и фарисее в году наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом (Братищевым) было совершено малое освящение придела святителя Николая, расположенного с северной стороны трапезной. В центральной части храма начались реставрационные работы, которые на некоторое время были приостановлены, но в начале года возобновлены.

3 февраля года на подворье был воздвигнут Поклонный крест в честь Соловецких новомучеников. Наместником Соловецкого монастыря архимандритом Иосифом (Братищевым) было совершено малое освящение престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На следующий день святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископов Истринского Арсения , Владимирского и Суздальского Евлогия и наместника обители архимандрита Иосифа (Братищева) совершил Божественную литургию, освящение Поклонного креста и заупокойное поминовение всех в годы гонений за веру пострадавших.

Архитектура

По насыщенности и разнообразию фасадного декора является одной из интереснейших посадских церквей Москвы. Двухсветный пятиглавый четверик собственно храма завершён горкой кокошников; с востока к нему примыкает 3-частный алтарь , редкой особенностью которого являются боковые апсиды , выступающие за линию северного и южного фасадов. Некогда в боковых апсидах, имевших отдельные входы с улицы, размещались Георгиевский и Никольский приделы (главный престол был посвящён Рождеству Богородицы). В 1670-80-х годах Никольский придел был перенесён в новую, ныне существующую несимметричную трапезную. Колокольня, примыкавшая со стороны западного фасада по оси с храмом, в году была разрушена паводком. Оформление фасадов собственно храма отличается сочной, пластичной моделировкой деталей. Сложный, дополненный поясами филёнок и поребрика венчающий карниз четверика, дробный ритм коротких полуколонок, членящих его стены в уровне окон второго света, и различные по типам наличники с укрупнёнными перспективными навершиями создают характерное для XVII века «узорочье». Центральная ось северного фасада храма отмечена арочным порталом (на южном фасаде входной проём переделан).

Основной элемент архитектурного убранства фасадов трапезной и придела - однотипные колончатые наличники с навершиями, близкими по стилю к московскому барокко. В интерьере уцелела живопись XVII века, искажённая позднейшими поновлениями. Церковь поставлена в глубине участка между Садовнической улицей и Водоотводным каналом. На красную линию улицы вынесена белокаменная ограда, сооружённая в 1760-х годах, и колокольня, построенная на средства Демидова в году. Ограда с пилонами, украшенными пилястрами, имеет двое ворот, расположенных по сторонам колокольни. Единственное сохранившееся звено кованой решётки ограды в настоящее время находится в музее-усадьбе «Коломенское», а существующая ныне решётка изготовлена в ходе реставрационных работ. Изящная 3-ярусная колокольня в духе неоготики представляет собой два обработанных рустовкой четверика, несущих низкий восьмигранный ярус-резонатор со стрельчатыми проёмами и нишами. Несмотря на свои скромные размеры, она является важным высотным ориентиром в застройке улицы.

Святыни храма

Одна из святынь храма - икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, с частицами их мощей. Каждое богослужение заканчивается молитвенным обращением к Соловецким первоначальникам, поется тропарь, кондак и величание, после чего братия и прихожане прикладываются к святому образу. По средам служится молебен с чтением акафиста преподобным.

Особо чтимыми являются иконы Божией Матери "Державная" и "Неопалимая Купина" . В храме находятся иконы святого великомученика и целителя

Рождество Богородицы. Невьянская икона. Круг Богатыревых. Вторая четверть XIX в.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - первый (от славянского «дванадесять » - двенадцать) церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения ». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира. Праздник ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю ), является непереходящим и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника

Из Евангелия мы узнаем только основные, самые главные события жизни Богородицы , но там не сказано ни об обстоятельствах Её рождения, ни о дальнейшей Её жизни. Эти подробности доносит до нас церковное предание , то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, а также гимнографическое богослужебное наследие, то есть тексты церковной службы. Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну , Церковь называет «богоотцами ». Иоаким был потомком царя Давыда , Анна происходила из рода первосвященника Аарона . Они вели жизнь праведную и благочестивую. Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов - остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Следует сказать, что бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи , и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. Но они не отчаивались, а надеялись на милость Божию и верили, что Господь и в старости может послать им дитя, как некогда Аврааму и Сарре.


Святые Иоаким и Анна. Фреска из монастыря Дионисиат на Афоне

В один из великих еврейских праздников Иоаким пришел в храм Иеросалимский, чтобы по закону Моисееву принести жертву Богу. Но первосвященник не принял даров Иоакима, обвиняя его в грехах, за которые Господь наказывает бесчадием. Опечаленный Иоаким не вернулся домой, а пошел в пустыню, где паслись его стада. Анна, узнав о том, что произошло в храме, также опечалилась. Однако они не роптали на Господа, а горячо молились, прося у Него милости. Их молитва была услышана Господом. По преданию, Иоакиму в пустыне, а Анне в саду было явление Ангела с радостной вестью, что у них родится дочь. Оба тотчас же пошли в Иеросалим и встретились у Золотых ворот. В положенное время у них родилась дочь, Которую назвали Марией . Иоаким и Анна с радостью благодарили Господа и обещали посвятить свое чадо служению Богу. Дата Рождества Богородицы отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия святой Анны (22 декабря).

Рождество Пресвятой Богородицы в истории

Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла , архиепископа Константинопольского (439–446). У иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V веке, также 8 сентября есть праздник под названием «Рождество Владычицы Марии ». В VII–VIII веках в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию .

Библиотека Русской веры

Празднование Рождества Богородицы на Руси

Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII–XIV веках в Боголюбово и Владимире, в Суздале, Новгороде, Пскове. Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига было отражено в массовом строительстве храмов, посвященных богородичным праздникам . Рождеству Богородицы был посвящен собор Бобренева монастыря (1381) близ Коломны и надвратная церковь Андроникова монастыря.


Бобренев монастырь близ Коломны

Вдовой великого князя Димитрия Донского княгиней Евфросинией в 1392 году в Московском Кремле был основан Вознесенский монастырь и возведена белокаменная церковь в честь Рождества Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества. Церковь была расписана в 1395 году выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.

Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы

В службу праздника входят творения преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) - первый канон; святителя Андрея Критского (VII век) - второй канон; Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) - стихеры на стиховне; Анатолия, епископа Солунского (IX век) - некоторые стихиры на литии; Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) - стихеры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне. В стихерах празднику Рождества Богородицы содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог; что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив неплодие родителей Матери Божией, Господь может разрешить и наше духовное неплодие, т.е. дать нам силу делать добро. В то же время в тех же стихерах все люди и ветхозаветные и новозаветные (присутствующие в храме) приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая, т.е. Царства Небесного, снова открылись людям, мы обновились и «обожились », т.е. сделались причастными Божией благодати.

В паремиях , читаемых в праздник Рождества Богородицы, в первой (Быт. XXVIII, 10–17) говорится о видении Иаковом лестницы, которая прообразовала собой Божию Матерь, соединившую небо с землею; во второй паремии (Иез. XLIII, 27; XLIV, 1–4) содержится пророчество Иезекииля, назвавшего Матерь Божию вратами, чрез которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей (Притч. IX, 1–11) говорится о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, т.е. Исусом Христом (Дом этот, построенный Премудростью - Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь).

Библиотека Русской веры

Мысли канона празднику близки к мыслям стихер. В Апостоле (Филипп. II, 5–11) говорится о самоуничижении и смирении Сына Божия, принявшего зрак раба, смирившего Себя до смерти крестной, и за это препрославленного выше всякого имени. В Евангелии (Луки X, 38-42. XI, 27–28) говорится о пребывании Христа в доме у Марфы и Марии. Самое древнее песнопение праздника, составленное, вероятно в V–VII веках, - это тропарь.

Церковно-славянский текст:

Р жcтво2 твоE, бцdе дв7о, рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй. и3з8 тебE бо восіS сlнце прaвдэ хrт0съ бGъ нaшъ, ра€руши1въ клsтву, дaстъ блгcвeніе. и3 ўпраздни1въ смeрть, даровA нaмъ жив0тъ вёчныи.

Русский текст:

Рождение твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной: потому что из Тебя воссияло Солнце Правды - Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Ї wаки1мъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, и3 адaмъ и3 є4вва. t тли2 смeртныz свободи1стасz, пречcтаz с™hмъ ржcтв0мъ твои1мъ. то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, вины2 грэх0вныz и3збaвльшесz вопію1ще ти, непл0ды раждaетъ бцdу и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

Русский текст:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Евва - от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуется также «Малая Пречистая », «Аспосов день ». По народному преданию, время, ближайшее к этому дню, называли Оспожники, Спожинки или Госпожинки . Размах праздничных гуляний зависел от того, каким выдался урожай в новом году. При хорошем урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели: чем урожайнее лето, тем дольше праздник. Деревенское «пировство», приуроченное к празднествам церковного цикла, проходило в период от и до . Пир разворачивался по всем законам гостеприимства: варили пиво согласно количеству гостей, резали овцу или барана, готовили яства из говядины, голову и ноги быка использовали для студня, доставали рыбу из кулебяки, а также, несмотря на то, что праздничный день был скоромным, пекли пирог из домашней пшеничной муки с примесью купленной крупчатки. За день или за два до праздника дети созывали родственников на пир, отдавая предпочтение тем, кто готов оплатить угощение на своем празднике. Исключение делалось для зятьев, особенно молодых: ни тесть, ни теща не обходили их приглашением, даже если сами не рассчитывали на ответное. Было очень важно, чтобы между зятьями и свекром и свекровью дочери существовали добрые отношения, как в пословице: «Не для зятя-собаки, а для милого дитяти».

Сват и сватья у тестя и тещи их сына были самыми важными гостями, которые и садились за стол в передний угол, под самые образа. Более широким и разнообразным деревенское веселье было в той местности, где были храмы в честь Рождества Богородицы , тогда в этих селениях проходили различные ярмарки, приуроченные к празднику.

Рождество Богородицы. Иконы

Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI–ХII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна в красном мафории на высоком ложе, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу - сцена омовения младенца. К Анне подходят три женщины с дарами. Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким.

Икона Рождество Богородицы. ХV век
Фрагмент иконы Рождество Богородицы. ХVI век. Музей им. А. Рублева
Рождество Богородицы. Невьянская икона. 1830-1840 гг.
Рождество Богородицы с житием. ХVI век. Из местного ряда собора Рожества Богородицы в Устюжне

Одесской области (Украина) и с. (Молдова), белокриницких приходов Румынии в с. Сарикей и г. Ботосаны.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы РПСЦ. Новосибирск

Многие общины и другого старообрядческого согласия - - также сегодня «именинники»: в , Орехово-Зуево Московской области, селе Красногвардейское Ставропольского края. За рубежом - общины (Новостроенская) в Латвии, Слижишская в Литве.

 

Возможно, будет полезно почитать: