Эстафеты с бегом, прыжками и метаниями. "подвижные игры и эстафеты с бегом и прыжками" Встречные эстафеты

Летние игры - эстафеты

Игры-эстафеты, сохраняя все достоинства командных игр, наиболее просты и увлекательны. Правила игры объясняются за несколько минут до ее начала. Соревновательная составляющая таких игр более выражена, чем в командных, время проведения их очень невелико, поэтому игры-эстафеты зрелищны и привлекательны для детей.

Эстафета с обеганием стоек

Для игры понадобятся стойки, эстафетные палочки, мел или заостренная палочка. Игра проводится на любой ровной площадке достаточных размеров. Все участники игры делятся на 2 команды, строятся в колонны по одному и занимают место за стартовой линией, которую предварительно очерчивают. На некотором расстоянии от линии старта устанавливают стойки, по одной напротив каждой команды. Первым игрокам в колоннах дают эстафетные палочки. По сигналу ведущего игроки с палочками бегут к стойкам, огибают их и возвращаются к своим командам, передают палочки следующим игрокам, а сами встают каждый в конец колонны своей команды, вся колонна сдвигается. Вторые игроки обегают стойки, передают палочки и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Пять линий

Для этой игры необходимо начертить на площадке линию старта, через 10 м от нее — первую линию, параллельную линии старта, через 2 м — вторую, еще через 2 м — третью и т. д. Всего пять линий. Все участники эстафеты делятся на две команды по 5 человек в каждой, строятся в колонну по одному за линией старта, первые участники принимают позу низкого старта. По сигналу ведущего первые игроки добегают до первой линии, поворачивают назад и, добежав до стартовой линии, касаются рукой следующего игрока, а сами встают в конец колонны. Вторые номера добегают до второй линии, третьи — до третьей и т. д. После пятого участника на старте оказываются снова первые номера, которые бегут теперь до пятой линии, вторые — до четвертой и т. д. Заканчивают эстафету пятые номера, которые добегают до первой линии и возвращаются. Выигрывает команда, затратившая времени меньше всех.

Встречная эстафета

Для игры понадобятся эстафетные палочки. Играющие делятся на две команды, каждая команда делиться еще на две. Половинки команд расходятся в разные концы площадки и выстраиваются в колонны по одному лицом друг к другу, за очерченными стартовыми линиями. Первым игрокам одной из половинок команд дается по эстафетной палочке. Если в половинках неравное количество игроков, то палочка дается первому игроку той половинки команды, где участников больше. По сигналу ведущего игроки с палочками бегут через площадку ко вторым половинкам своих команд и передают эстафету игрокам, стоящим первыми, а сами встают в конец колонны, не перебегая больше площадку, вся колонна сдвигается. Следующие игроки с палочками перебегают площадку и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Колесо

Для игры потребуются эстафетные палочки (по числу команд), мел. Участники игры делятся на несколько команд (от трех до шести), которые выстраиваются в колоннах по одному, спиной в круг, как спицы в колесе. Игроки с эстафетными палочками, стоящие первыми, очерчивают место, где стоят. По сигналу они начинают бег по кругу вправо (влево). Добежав до своей колонны, они передают палочку следующему игроку, который выдвигается на место старта. Второй передает третьему и т. д.

Выигрывает команда, которая закончит эстафету первой.

Веселый поезд

Для игры понадобятся стойки (по числу команд, участвующих в эстафете). На площадке отмечается линия старта и на некотором расстоянии от нее устанавливаются стойки.

Количество игроков в каждой команде — от 4 до 8. Первые игроки обегают стойки, возвращаются на линию старта, где к ним присоединяются вторые игроки. Положив руки на плечи первым, они вместе бегут к стойкам, обегают их и возвращаются на стартовую линию. Там присоединяются к первым двум третьи, они вместе обегают стойки и т. д. В конце эстафеты получается длинный «поезд».

Если игроки расцепятся, все они должны вернуться на место, где расцепились, сцепиться и продолжить бег. Побеждает команда, чей поезд, составленный из всех игроков, вернется на стартовую линию первым.

В эстафете участвуют две команды, каждая делится пополам. Половинки команд выстраиваются друг против друга на разных сторонах площадки в колонны по одному. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке. По команде они начинают перебежку. Подбежав к головным игрокам противостоящих половин команд, передают им эстафетную палочку и встают в конец колонны. Получивший эстафетную палочку участник бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив.

Игра продолжается до тех пор, пока половинки не поменяются местами полностью. Выигрывает команда, закончившая перебежки первой.

“Эстафета со скакалкой”

Игра проводится в виде эстафеты. Игрок выбегает из‑за стартовой прямой, вращая скакалку и передвигаясь прыжками с одной ноги на другую.

Необходимо пройти дистанцию 10–15 м до финиша за как можно меньшее количество шагов. Затем игрок складывает скакалку пополам и берет ее в одну руку. Обратный путь он проделывает, прыгая с ноги на ногу и вращая скакалку под собой горизонтально. Потом передает скакалку следующему участнику, а сам встает в конец колонны.

Выигрывает команда, участники которой быстрее пройдут дистанцию и сделают меньшее количество заступов.

“Что мы делали сегодня?”

Один из играющих становится водящим. Он выходит из комнаты. В его отсутствие дети договариваются о том, какие действия будут изображать.

Водящий возвращается и обращается к ним с такими словами:

– Здравствуйте, дети! На вопрос мне ответьте:

– Что вы делали сегодня?

Дети отвечают: «Что мы делали, не скажем, но сейчас тебе покажем!»

И начинают изображать любые действия (плавают, подметают, играют на скрипке).

По их движениям ведущий угадывает, чем они занимались. Если угадает – то выбирают другого ведущего, а если нет – то водящий снова удаляется и дает играющим возможность задумать другое действие.

“К нам приехала тетушка”

Эту игру придумали в Эстонии. Дети садятся в круг. Один из участников начинает игру, обращаясь к соседу справа: «К нам приехала тетушка из Таллина». Сосед спрашивает: «А что привезла?»

Начавший игру отвечает: «Веер» – и помахивает рукой, изображая веер. Все участники должны повторить это движение. Затем сосед справа продолжает игру, обращаясь со словами о тетушке к своему соседу, между ними происходит тот же диалог, но тетушка каждый раз должна приезжать из другого города или страны и привозить новый предмет, а движения не должны повторяться.

В конце игры ведущий спрашивает у участников: «Откуда тетушка что привезла?» Игроки должны ответить, изобразив соответствующие предмету действия.

“Что это, кто это?”

По желанию выбираем участников. Каждому из них даем задание – движениями и жестами изобразить какое‑либо действие, например:

1) я держу на руках и глажу котенка;

2) я леплю пирожки из теста;

3) я глажу белье;

4) я чищу картошку.

Зрители должны угадать, что делают участники. Побеждает тот, чьи действия были убедительнее.

“Картинная галерея”

Для игры нужно выбрать из числа участников директора и двух‑трех посетителей. Остальные игроки будут изображать картины. По желанию дети разбиваются на несколько групп и договариваются между собой и с директором, какие картины будут изображать. Картину можно изображать вдвоем, втроем или в одиночку. Используют, как правило, сюжеты известных картин: «Три богатыря», «Аленушка», «Царевна‑лебедь» или иллюстрации к сказкам. Можно ограничиться простым принятием характерных для данного сюжета и персонажей поз. В этом случае на подготовку живых репродукций надо отвести небольшое количество времени – 30 секунд. Посетители выставки должны будут угадать, какую картину изображает каждая группа участников. Можно провести игру иначе: заранее подготовить предметы, которые дети будут использовать при изображении картин, а также раздать репродукции и иллюстрации к сказкам, на которые они будут ориентироваться. Директор и посетители в этом случае могут выступать и в роли жюри, которое решит, чья картина наиболее близка к подлиннику.

Бег командами (поезда)

Две равные команды выстраиваются в колонну по одному, обхватив руками впереди стоящего или взяв его за пояс. Колонны стоят параллельно одна другой на расстоянии 3—5 шагов. Перед колоннами проводят стартовую линию, а напротив соревнующихся команд на расстоянии 15—20 м ставят стойку или другой предмет.

По сигналу игроки в колоннах бегут вперед до стойки, огибают ее и возвращаются назад. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись, и раньше пересекли стартовую черту всей колонной.

Можно условиться, что игроки присоединяются друг к другу по очереди, т. е. сначала стойку огибает первый номер, затем к нему присоединяется второй и обегают вдвоем, затем — третий и т. д. Поскольку в этом варианте игра требует выносливости, при ее повторении игроки в колоннах располагаются в обратном порядке.

Для ребят младшего школьного возраста можно проводить оба варианта игры, условившись, что бегать будут, держась не за пояс друг друга, а за руки.

Вызов номеров

Игроки стоят перед стойками (флажками, булавами...), расположенными в 15—20 шагах, и рассчитываются по порядку номеров. Построение может быть в колоннах или шеренгами.

Ведущий игру громко называет номер, например «5». Пятые номера команд бегут вперед, обегают предмет и возвращаются на свои места. Кто первым пересечет финишную линию, которая проведена в четырех шагах перед колоннами (шеренгами), получает очко. Если играют 3 команды, первый в забеге получает 2 очка, второй — 1 очко.

Финишировавший последним не получает зачетных очков. Финишировавшим одновременно начисляют по очку.

Игроков вызывают в любом порядке, при этом паузы для подведения итогов после каждого вызова не делают. Новый вызов следует сразу после того, как последний игрок пересечет линию финиша. Игра прекращается после того, как каждый стартует по 1—2 раза.

Выигрывает команда, набравшая больше всего очков.

Если играют дети младшего возраста, то вместо номеров можно называть игроков зверушками: «львы», «тигры», «лисы», «зайцы» — или цветами. Тогда это будет не «Вызов номеров», а «Эстафета зверят» и др.

Эстафета приставными шагами

Эта эстафета проводится, как линейная. Передвижения осуществляются: а) приставными шагами правым боком; б) приставными шагами левым боком; в) приставными шагами спиной вперед.

Эстафета чехардой

Игроки строятся в колонны, в 10 шагах перед каждой из них чертится квадрат со сторонами один метр или такого же диаметра круг. В них встают первые игроки каждой команды. Они упираются руками на одну ногу, наклоняются вперед и прячут голову.

По сигналу игроки, стоящие впереди колонны, бегут вперед, прыгают, отталкиваясь руками о спины (чехардой) игроков в квадратах, и становятся на их места. Игроки, через которых прыгали, бегут обратно к своим колоннам, касаются ладонью следующих игроков, после чего становятся позади своих команд.

Игроки, получившие эстафету (в данном случае прикосновение), бегут вперед, так же перепрыгивают чехардой через стоящих в квадрате и занимают их место, а те возвращаются в колонну и т. д.

Эстафета заканчивается, когда игрок, первоначально стоявший в квадрате, совершит прыжок (оставаясь затем в квадрате), а тот, кто перепрыгнул (последний в колонне), пересечет линию старта.

Рак пятится назад

Команды строятся в колонны по одному. Перед каждой командой в 10—15 м ставят по флажку. По сигналу первые игроки поворачиваются кругом и идут к флажкам спиной вперед, обходят их справа и точно так же — спиной вперед — возвращаются на место. Как только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.

Во время движения оглядываться не разрешается.

Навстречу друг другу

Для игры требуется не менее 16 человек. В этом случае создаются 2 команды по 8 человек, каждая из которых делится пополам. Игроки выстраиваются друг против друга. Участнику игры, возглавляющему свою команду на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу, пластмассовой булаве, городку). По команде «Марш!» он начинает бег.

Бегуны, подбежав к головным игрокам противостоящих колонн, передают им эстафету и встают сзади. Получивший эстафету бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив и т. д. Эстафета заканчивается, когда колонны, составляющие команду, поменяются местами на площадке. Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше.

Часто проводят игру с двойными перебежками, т. е игра не останавливается, когда ребята поменяются местами на площадке. В этом случае игрок, оказавшийся первым на противоположной половине, после передачи ему эстафеты снова бежит вперед. Передав эстафету, он встает в конец колонны, а когда окажется снова впереди и ему принесут эстафету, игра заканчивается. Игрок дает знать об этом, поднимая вверх руку с эстафетной палочкой.

Если в команде нечетное количество игроков, например 9, то в одной колонне будет 4 игрока, а в другой — 5. В этом случае бег начинают с той стороны, где количество участников в команде на 1 больше. Если сделать наоборот, то один из игроков останется без перебежки.

Игру можно проводить с мячами, например баскетбольными. Тогда участники продвигаются вперед, ведя мяч ударами о землю.

В упрощенной эстафете с мячами игроки в колоннах не перебегают на противоположную сторону, а, сделав передачу мяча по воздуху игроку, стоящему напротив, отбегают назад и встают в конец своей колонны. В таком варианте игра заканчивается, когда начинавший броски игрок снова окажется впереди, получит мяч и поднимет его вверх. Передачи мяча можно также делать ударами мяча о землю или перекатывать его на противоположную сторону по земле.

Круговая эстафета

Все играющие делятся на 3—5 команд и встают лучами от центра круга (наподобие спиц колеса), повернувшись левым или правым боком к центру. Каждый луч — шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, теннисный мяч).

По общему сигналу крайние игроки с эстафетой бегут по кругу с внешней стороны мимо остальных «спиц» к своей команде и передают палочку ожидающему с края игроку, а затем бегут на другой конец своей шеренги (ближе к центру) и становятся там.

Получивший эстафету также обегает круг и передает ее третьему номеру и т. д. Когда начинавший игру окажется с края, ему принесут предмет, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой.

Правила запрещают во время игры касаться стоящих в «спицах» игроков, мешать тем, кто совершает перебежки. Упавшую палочку поднимают и продолжают бег. За нарушение правил начисляются штрафные очки.

Эстафету по кругу так же, как и встречную, можно проводить с ведением баскетбольного мяча. Можно менять направление движения, т. е., повторяя игру, давать задание участникам бежать по кругу в другую сторону.

Эстафета с поворотами

За общей линией старта выстраиваются две- три команды, игроки которых стоят в колонне по одному. В 12—18 метрах от линии напротив каждой колонны — набивной мяч (городок, флажок).

По сигналу направляющие каждой команды бегут к своему мячу, обегают вокруг него (слева направо) 2 раза и возвращаются обратно. Миновав стартовую черту, игрок обегает свою колонну и, оказавшись возле игрока, стоящего впереди, касается его рукой. Это сигнал к бегу очередного участника, который выполняет то же, что и предыдущий. Закончивший перебежку встает в конец своей колонны.

Победа, как правило, достается более быстрым игрокам. Следует учитывать, что в командах должно быть по возможности равное число мальчиков и девочек.

Эстафета с преодолением препятствий

Проводится так же, как линейная эстафета. Во время эстафеты играющие преодолевают препятствия: перепрыгивают через мячи, полоски шириной 80—100 см и т. п.

Посадка картошки

Команды выстраиваются перед стартовой линией. На расстоянии 10—20 шагов (зависит от размеров игровой площадки и возраста игроков) чертят перед колоннами 4—6 кружков в полутора шагах один от другого. Стоящим впереди дают по мешочку, наполненному картофелем (по количеству кружков).

По сигналу игроки с мешочками, продвигаясь вперед, кладут по одной картофелине в каждый кружок. Затем возвращаются обратно и передают пустые емкости очередным игрокам. Те бегут вперед собирать посаженную картошку и, наполнив мешочки, возвращаются к третьему номеру команды, который снова бежит вперед «сажать картошку». После пробежки игрок встает в конец своей колонны. Закончить раскладку и сбор картошки обязаны все игроки команды. При этом упавшую картошку они должны поднять, положить в мешок и только после этого продолжать движение.

Команда, сумевшая быстрее других закончить посадку и сбор картофеля, считается победительницей.

Вместо кружков можно положить перед командами небольшие пластмассовые обручи, картофелины заменить теннисными мячами. Если нет мешочков, можно взять сумки, детские корзинки, ведра.

Ходьба и бег с картоном на голове

Построение такое же, как в линейной эстафете, только играющие передвигаются с картоном на голове, сохраняя равновесие. Если во время ходьбы или бега картой упадет, то игрок должен остановиться, поднять его, положить на голову и продолжать движение. Картон нельзя придерживать руками.

Ходьба по начерченной линии

Построение такое же, как в линейной эстафете, только играющие передвигаются по начерченной линии (доске или гимнастической скамейке) с поднятыми вверх или согнутыми за головой руками, сохраняя положение равновесия и правильную осанку.

Бег по кочкам

Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1 — 1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30— 40 см (по прямой или извилистой линии). По сигналу руководителя первые номера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути возвращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку очередному номеру, каждый игрок становится в конец колонны.

Выигрывает команда, раньше закончившая игру.

Посадка овощей

Две-три команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце площадки чертят по 5 кружков. Первым игрокам вручают по мешочку с овощами (чеснок, лук, свекла, морковь, картофель) или с предметами, их условно изображающими. По сигналу дети бегут, раскладывают все овощи в свои кружки и пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают овощи и мешочек с овощами передают третьим и т. д. Побеждает команда, раньше завершившая игру.

Эстафета с шайбой

Участники команд выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой в 10—12 м ставят по флажку (или по стулу). Первые номера в командах получают по клюшке и шайбе. По сигналу они должны, подбивая шайбу клюшкой, обвести ее вокруг флажка и вернуть обратно к линии старта. Затем клюшка передается второму игроку, который, в свою очередь, обводит шайбу вокруг флажка и т. д. Побеждает команда, первая завершившая игру.

При повторении игры можно поставить задачу вести не одну, а две шайбы одновременно и обе вернуть к линии старта.

Прыжок за прыжком

Игроки в колоннах разделяются на пары, каждая имеет одну короткую скакалку. Команды встают в 3—4 шагах друг от друга, расстояние в них между игроками 1 шаг. Пара игроков держит скакалку за ручки, натянув ее в 50—60 см от пола.

По сигналу первые пары кладут скакалку на землю и оба игрока бегут (один налево, другой направо) в конец своей колонны, а затем последовательно перепрыгивают через скакалки всех впередистоящих пар. Добежав до своих мест, оба игрока останавливаются и снова берут свою скакалку за концы.

Как только первая скакалка поднята с земли, вторая пара кладет свою скакалку на землю, прыгает через скакалку первой пары, бежит мимо колонны в ее конец и перепрыгивает через скакалки до своего места. Затем в игру вступает третья пара и т. д. Эстафета продолжается до тех пор, пока все игроки в командах не закончат прыжки.

Побеждает команда, игроки которой закончили прыжки первыми и без нарушения правил.

Эстафета со скакалкой

Проводится, как линейная эстафета: играющие передвигаются, вращая скакалку. Может проводиться в парах. Играющие передвигаются, держась за руки, а свободными руками вращают скакалку.

Прыжки через палку

Игроки становятся шеренгой или колоннами на расстоянии шага друг от друга. Расстояние между колоннами (командами) 4—5 шагов. В 10—12 м перед командами ставят флажки. Первые номера держат в руках гимнастическую палку длиной 90—100 см. По команде «Внимание, марш!» игрок с палкой устремляется вперед, огибает флажок и, возвращаясь к своей колонне, протягивает один из концов палки второму номеру (обычно в правую руку). Затем оба игрока, опустив палку, проносят ее в конец колонны под ногами всех играющих. Те внимательно следят за продвижением палки и подпрыгивают, когда нужно пропустить палку.

Первый номер остается в конце колонны, а второй игрок бежит с палкой к флажку, огибает его и, вернувшись обратно, так же проносит палку (вместе с третьим номером) под ногами всех игроков и т. д.

Игра заканчивается, когда все участники команды выполнят упражнение и палка снова будет в руках у капитана команды.

Если игрок не перепрыгнул, а перешагнул через палку или при проносе палки игроки отпустили один конец или уронили ее, за каждое такое нарушение начисляется штрафное очко.

Выигрывает команда, закончившая эстафету первой и допустившая меньше нарушений.

Не урони палку

Проводится, как линейная эстафета. Игроки бегут по дистанции, неся на ладони вертикально стоящую палку.

Бег в обруче

Игроки выстраиваются парами. У первой пары в руках гимнастический обруч, а перед командами — предмет (набивной мяч, флажок, городок), который надо обежать. По сигналу два первых игрока в командах продвигаются вперед внутри обруча, держа его двумя руками. Обежав предмет, первая пара вручает обруч следующей паре, а сама встает в конец колонны.

Эстафета заканчивается, когда упражнение выполнили все игроки и обруч снова оказался у первой пары.

Если желающих играть много, можно устроить бег в обручах тройками, при этом последовательность смены троек остается такой же.

Эстафеты с обручем

а) Проводится, как линейная эстафета. Играющие преодолевают дистанцию, прыгая через обруч, вращающийся, как скакалка;

б) играющие вдвоем или втроем надевают обруч и бегут эстафету;

в) играющие бегут по дистанции и катят перед собой обруч. В случае падения обруча его надо поднять и с того же места продолжать эстафету.

Пролезь через обруч бегом

Эстафета проводится в парах. Первую половину дистанции до поворота один игрок бежит и катит впереди обруч, другой должен на ходу проскочить сквозь него условленное число раз (3—4). Добежав до отметки, они меняются ролями.

Эстафета с бегом

Дети строятся в две команды за линией старта, Напротив каждой команды лежит обруч. До начала эстафеты выбирается капитан команды. По сигналу игрок должен добежать до обруча, встать в середину обруча и перекинуть его через себя, потом вернуться в команду, передать эстафету другому.

По окончании эстафеты капитан команды должен об этом доложить руководителю, подняв руки.

Эстафета с обручами

Для игры нужны обручи и эстафетные палочки по числу команд. В 20—15 шагах от линии старта перед каждой командой ставится флажок. На середине дистанции кладется по обручу. Первые номера в командах получают эстафетные палочки.

По сигналу руководителя первые номера добегают до лежащих на земле обручей и, не выпуская палочек, поднимают обручи, пролезают сквозь них, кладут их на место (оно должно быть обозначено) и бегут дальше до флажков. Обогнув флажки, они возвращаются, вновь пролезают сквозь обруч и вручают эстафетные палочки вторым номерам, а сами становятся в конец своей колонны. Вторые номера проделывают то же самое и передают эстафетные палочки третьим и т. д. Выигрывает та команда, которая раньше закончит игру.

Бег пингвинов

Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки, стоящие первыми, зажимают между ногами волейбольный или набивной мяч. В таком положении они должны достигнуть стоящего в 10—12 шагах от них флажка и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды.

Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжить игру. Закончившие пробежку встают в конец колоны.

Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

С мячом и без мяча

Построившись в колонны, ребята могут выполнять следующие задания.

1. Участники переносят и передают затем очередному игроку три волейбольных мяча. Если по ходу переноски один или два мяча упали, их нужно поднять и продолжать эстафету.

2. Участники линейной или встречной эстафеты ведут (10—12 м) одновременно два мяча (левой и правой рукой).

3. Игроки поочередно бегут с мячом 8—12 метров до черты, от которой выполняют пять передач о стенку, затем возвращаются к своей команде. Следующий игрок повторяет упражнение.

4. В командах играющие стоят в трех шагах друг от друга (в кружках, которые очерчивают сами). Направляющий поочередно обходит змейкой всех игроков, а обратно к своему месту по прямой ведет мяч ударами о землю, передавая его затем второму номеру. Все смещаются на один кружок вперед, а прибежавший занимает последний освободившийся кружок.

5. Во время встречной эстафеты игроки, стоящие напротив, ведут, продвигаясь вперед, мячи. Дойдя до середины в зоне шириной 2 м, они меняются мячами и продолжают вести до черты, где стоят очередные игроки,

6. Играющие ведут мяч, двигаясь спиной вперед, к флажку, а затем обратно. На линии начала эстафеты очередной игрок принимает мяч, поворачивается и так ведет его спиной вперед.

7. Игроки (мальчики) садятся на баскетбольный мяч и продвигаются вперед, подпрыгивая на мяче. Мяч держат двумя руками сбоку.

8. Участники эстафеты ведут футбольный мяч ногой, огибая стоящих игроков или флажки (булавы). Как вариант, участники эстафеты поочередно гимнастической палкой (или клюшкой) перекатывают (ведут) малый мяч до поворотного флажка и обратно.

9. Игроки в парах стоят плотно друг к другу. У одного из них в руках короткая скакалка. В ходе эстафеты игроки продвигаются вперед бегом, перепрыгивая через вращающуюся скакалку. В другой эстафете игрок складывает скакалку вдвое и бежит, вращая ее под ногами горизонтально. Можно, продвигаясь, вращать обруч и перепрыгивать через него, как через скакалку.

10. Участники игры продвигаются вперед с ракеткой в руке, на которой лежит мяч для тенниса (большого или настольного). В ходе перебежки в обе стороны стараются не уронить мяч на землю.

11. Игроки продвигаются вперед, держа на ладони гимнастическую палку, стараясь, чтобы она не упала; игроки бегут вперед, подбивая рукой надутый воздушный шарик, не давая

ему опуститься на землю; игроки бегут с одной или двумя кружками воды, стараясь не расплескать.

12. Первые игроки в колоннах переносят вторых от линии старта до противоположной линии (10—12 м) и остаются там, а вторые бегут обратно и переносят третьих и т. д. Переноска вдвоем одного — в этом варианте первый остается за линией, а двое бегут за очередным игроком, затем остается второй и т. д.

Эстафета с доставанием подвешенного мяча

Построение такое же, как в линейной эстафете, только играющие бегут к подвешенному мячу, в прыжке касаются его правой рукой, бегут дальше, обегают стойку с правой стороны и на обратном пути касаются мяча левой рукой.

Эстафета с мячами

Для игры нужны волейбольные мячи по числу команд. В 6—7 шагах от линии старта перед каждой командой ставится стул. Первые номера, получив по мячу, бегут к своим стульям, становятся за ними и с этого места бросают мячи вторым номерам, после чего возвращаются и встают в конец своей колонны. Вторые и последующие номера, поймав мяч, проделывают то же самое. Если очередной игрок мяч не поймал, он должен побежать за ним, вернуться на свое место и лишь после этого продолжать игру. Выигрывает команда, у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому номеру.

Играющие могут бросать мяч стоя, -или сидя на стуле, или лежа, смотря по тому, как условились.

Эстафета с ведением мяча

Проводится, как и линейная эстафета. Мяч ведется: а) правой рукой; б) левой рукой.

Эстафета с бросками мяча таете ведения

Играющие каждой команды после ведения мяча бросают его в корзину, затем передают мяч в свою колонну (с помощью ведения или передачи). Игрок, не попавший мячом в корзину, приносит своей команде штрафное очко. Побеждает команда, набравшая меньшее число штрафных очков.

«Встречная эстафета»

Участники строятся в колонны и располагаются друг против друга на расстоянии 15-20 м. У игроков, стоящих впереди колонн на одной стороне площадки, по волейбольному мячу. По команде «Марш!» игроки с мячами бегут к впереди стоящим второй половины своей команды, располагающимся напротив, отдают им мячи и встают в конце этой колонны. Игроки, получившие мячи, бегут к своей половине команды, стоящей напротив, отдают мячи очередным игрокам, встают в конце колонны и т.д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Между эстафетами следует выполнить упражнение на внимание.

«Эстафета с палочкой»

Команды выстраиваются в колонны. У первых игроков в руке эстафетная палочка. По сигналу учителя первые игроки, добежав до обусловленного места, возвращаются и, обегая свою колонну, передают палочку очередному участнику. Способ передачи эстафетной палочки разучивают заранее. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и допустившая меньшее количество ошибок.

В I четверти в каждом из младших классов в занятиях бегом важное внимание следует уделить укреплению сводов стопы. Принято считать, что мышцы стопы, регулярно работающие при ходьбе и беге, всегда достаточно тренированы. На самом деле это не так. Используя комплекс упражнений, поддерживающих и развивающих рессорные свойства стопы, следует защитить стопу от деформации ударных нагрузок, возникающих во время бега (рис. 3.1). Начинать укрепление мышц стопы надо на уроках физической культуры и далее продолжить в самостоятельных домашних заданиях.

Упражнения без опоры на стопу сидя или лежа.

  • 1. Работая стопой, сгибать и разгибать пальцы (рис. 3.1, а).
  • 2. Взяв стопу на себя, сгибать и разгибать пальцы (рис. 3.1, б).
  • 3. В среднем положении стопы, сгибать и разгибать пальцы с акцентом сначала на большой палец, а затем на мизинец, стремясь изогнуть стопу «пропеллером» (рис. 3.1, в).
  • 4. В среднем положении стопы согнуть пальцы, держать 6-8 с, затем распрямить пальцы, разведя их в стороны (рис. 3.1, г).
  • 5. Проделав каждое упражнение с возможным для себя числом повторений, можно переходить к упражнениям, нагруженным собственным весом.

Рис. 3.1.

Упражнения с опорой на стопу стоя.

И.и. - стоя, руки свободно вдоль тела, ноги вместе.

  • 1. «Гусеница» вперед. Сгибая пальцы, двигаться вперед (без толчка).
  • 2. «Гусеница» назад. Подтянуть пальцы к себе и изогнуть стопу, слегка наклониться вперед и перенести вес тела на переднюю часть стопы. Резко разгибая стопу и отталкиваясь пальцами, продвинуться назад. Это упражнение сложнее, чем предыдущее.

В заключение выполняют упражнения в ходьбе и беге.

  • 1. Ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, туловище держать прямо.
  • 2. Ходьба на пятках, не сгибая ноги и размахивая руками, как при обычной ходьбе.
  • 3. Ходьба на наружной части стопы перекатом от пятки к мизинцу. (Ноги слегка согнуть и развести в стороны, стоны ставить по одной линии.) Руки движутся, как при обычной ходьбе.

4. Медленный бег на носках, прыжки на носках на одной и обеих ногах, прыжки приставными шагами правым и левым боком вперед, прыжки в приседе на носках с поворотами вправо и влево или с продвижением вперед правым и левым боком. Можно включать и другие упражнения с различными исходными положениями рук: на поясе, за головой, в стороны, вперед. Каждое упражнение выполнять 1-2 мин, чередуя с обычной ходьбой (для отдыха).

После тренировки на траве, песке или упругих покрытиях объем нагрузок можно увеличить.

В 3-м классе продолжается обучение бегу с изменением частоты шагов. Дополнительно ставится задача научить детей по сигналу достаточно точно и быстро изменять длину шагов. Начиная с этого класса, в уроки физической культуры вводят бег на скорость, а также бег с попутным преодолением небольших препятствий.

При обучении бегу на скорость надо научить учащихся при быстром темпе сохранить все правильные рациональные движения и прямолинейность бега. Особое внимание следует уделить упражнениям, способствующим развитию частоты беговых шагов.

Последовательность обучения бегу на скорость может быть такой.

  • 1. Медленный бег с последующим ускорением. Здесь важно следить за сохранением легкости движений при ускорении и постановкой ноги с носка.
  • 2. Имитация движений рук, стоя на месте. Руки согнуть в локтях. Беговые движения руками начинают медленно, а затем ускоряют. Выполняют упражнение 2-3 раза по 10 с. Учитель обращает внимание учащихся на необходимость широких и свободных движений руками.
  • 3. Бег с ускорением на 20-25 м. Дистанция делится поперечными полосами на три отрезка. На первом отрезке ученики бегут в среднем темпе, на втором - темп бега возрастает, на третьем - становится быстрым. Затем учащиеся переходят на медленный бег и ходьбу. В начале обучения бег проводят шеренгами, затем группами по 4-6 человек.
  • 4. Бег на скорость до 40 м. Наносят линию старта, в 20-25 м от нее чертят поперечную линию, а еще через 15-20 м - линию финиша. Учащиеся, разогнавшись на первых 20-25 м, стремятся пробежать зону, отмеченную линиями, как можно быстрее. Упражнение выполняют группами в 4-5 человек или парами. Для лучшего развития быстроты пары составляют из равных по силам учащихся.
  • 5. Бег по «частой горизонтальной лестнице», т.е. по линиям, начерченным на площадке в 40 см одна от другой. Проводят его в форме соревнований между командами. Для развития быстроты бега применяют также игры-упражнения и подвижные игры.

Бег с попутным преодолением препятствий может включать в себя упражнения по обеганию, прыжкам, перелезанию, в равновесии. Изучение бега с преодолением препятствий начинают не ранее второго полугодия - после того, как учащиеся усвоят основы техники обегания или преодоления препятствий. Количество препятствий и степень трудности их преодоления от занятия к занятию должны возрастать. Сначала можно преодолевать только одно препятствие, например, на дистанции 20 м перепрыгнуть во время бега «ров» шириной 50-60 см. Затем количество разнородных препятствий может быть постепенно увеличено до двух-трех. Например, школьники должны пробежать отрезок в 20 м, перепрыгнуть «ров» или «вал», обежать «куст» («дерево»), пробежать по узкой, извилистой тропинке.

После того как учащиеся овладеют правильными бегом и ходьбой, преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий, можно переходить к смешанному передвижению на местности. Занятия на местности позволят применить полученные знания и навыки в естественных условиях. Для занятий подбирают слабопересеченную местность с различными препятствиями. Бег осуществляют в равномерном темпе и чередуют с обычной ходьбой. Длина дистанции смешанного передвижения может доходить до 150-200 м. На первых уроках отдельные пробежки должны быть небольшими, более половины общей дистанции смешанного передвижения проходят шагом. К концу обучения соотношение ходьбы и бега становится примерно равным.

В 3-4-м классах решается задача управления скоростью передвижения в беге на различных отрезках дистанции. Под умением длительно бегать следует подразумевать не только технические умения и навыки, но и то, что в спорте называется технико-тактической подготовкой. Здесь заостряется вопрос рационального распределения сил во время бега, управление скоростью передвижения, постановки дыхания. Младшие школьники, как правило, не умеют медленно и равномерно бегать и любой бег начинают с предельной для себя скорости. Для удержания равномерной скорости может использоваться следующий методический прием: на первом круге задается одинаковая скорость для всего класса, а примерно с трети или половины дистанции разрешается бежать в удобном для каждого ученика темпе. Однако стоит учителю, задав темп бега, вдруг по какой-то причине сойти с дистанции, дети тут же включают «реактивные скорости». В подобной ситуации можно использовать образные сравнения: попросить ребят назвать известные мультфильмы, в которых один из персонажей слишком быстро начинает бег, а потом на полпути вынужден остановиться, чтобы перевести дух. «Чтобы подобное не случилось с вами, следует усвоить истину перед выходом на беговую дорожку: реактивные скорости не включать!» И все же, несмотря на предупреждение, очень часто возникает примерно следующая ситуация: сильные пытаются обогнать как можно больше одноклассников, а потому начинают бег с повышенной скоростью; средние и слабые делают попытку не отстать от них и лишь два-три ученика из всего класса выполняют установку учителя и бегут в равномерном темпе. В связи с этим, очень целесообразна уже в начальной школе система учебных индивидуальных заданий. Одним ставится задача - постараться лидировать со старта до конца дистанции, другим - со старта начинать бег медленно, постепенно наращивая скорость, третьим - начать медленно, но к середине дистанции подтянуться к лидерам. У учащихся средней и более слабой групп свои задания: попеременное лидирование в каждой группе при равномерном темпе бега. Именно так в обучении школьников 1-4-го классов решаются задачи изучения и закрепления технико-тактических основ беговой подготовки.

 

Возможно, будет полезно почитать: